Александр Хрусталев — о своем уходе из НДВ и изменениях на рынке жилья
О бизнесе риелторов и застройщиков
— Сейчас самое выгодное решение для застройщиков— вести продажи через риелторские агентства с комиссией 3% от суммы сделки. Я считаю, что «кукольные» отделы продаж девелоперов оказались неэффективными в кризисных условиях. На росте цен, высоком спросе и стабильном рынке продавать легко— можно и дурака посадить, сделки все-равно будут. А сейчас у некоторых застройщиков нет понимания, как поддерживать спрос на свои объекты в условиях кризиса, и они обращаются к нам. В этих условиях компания НДВ впервые меняет модель работы и переходит к коэксклюзивным схемам взаимодействия, хотя раньше мы вели продажи в новостройках только на основе эксклюзивного договора. Эксклюзивы также остаются, сейчас даже подписываем несколько объектов в Москве и Санкт-Петербурге.
Все, что сейчас происходит— военная операция, экономика, курсы ЦБ и фондовых бирж, тенденции на рынке,— необходимо учитывать при прогнозировании. Для прогнозов нужно рассматривать большее количество индикативов. Компания работает на рынке, прошла много кризисов, и я понимаю, что сейчас не время суетиться и куда-то бежать, необходимо спокойно оценить ситуацию, чтобы двигаться дальше. Девелоперам сейчас сложно как никогда, и вопрос экономии и оптимизации стоит перед ними особенно остро.
— Девелоперам также стоит честно подсчитать, во сколько сегодня им обходится себестоимость продажи каждой квартиры. Включить в расчеты фонд оплаты труда менеджеров, отдела маркетинга, налоги, все разработки, строительство офисов продаж, которые сегодня очень дороги, различные ивент-мероприятия и рекламные бюджеты. И когда застройщики соберут все эти цифры в кучу, то они прослезятся. Отделы продаж застройщиков— неэффективная система в кризисное время. В последние годы девелоперы заливали бюджеты продаж деньгами, продавали на растущем рынке и не смогут поддерживать уровень продаж при низком спросе. А вот риелторские компании в ближайшие десять лет не исчезнут точно. Риелторы привыкли работать много и на низкой марже, поэтому мы всегда готовы к любым кризисным вызовам.
Сегодня для покупателя бренд застройщика стал как никогда вторичным, но, к сожалению, не до всех это еще дошло, потому что он перекрывается брендом госбанка— конечного бенефициара данной площадки, а значит, государства. Подразделения у многих застройщиков, которые занимаются маркетингом и рекламой, пытаются выдавить с руководства на продвижение бренда и других историй. Но сейчас эти средства нужно оптимизировать. У некоторых девелоперов затраты на продажу квартиры достигают огромной доли— до 10% от себестоимости.
Сейчас главные тренды для девелоперов— посмотреть на свои косты, затраты на маркетинг и рекламу, обратить внимание, что есть все-таки риелторские компании, которые точно могут более эффективно продавать новостройки. Правда, сильных и универсальных риелторских агентств осталось не так много. Они превратились в группы агентов по продаже квартир без собственного бренда, не внедряют новые технологии, не стремятся к универсальности. Приведу понятный пример— люди сейчас предпочитают ходить не в магазины, а в супермаркеты, то есть обращаться за самым широким спектром услуг. А «НДВ Супермаркет Недвижимости»— устойчивая компания, готовая выдержать любые испытания. Мы давно работаем с застройщиками, которые убедились в том, что если наша компания заходит на их площадку на старте, консультирует по квартирографии, архитектурным решениям, условиям реализации, то предоставляет потом лучшие результаты по прибыли. Кроме того, мы берем на реализацию проекты, где встали продажи, проводим их реконцепт. Поэтому за увеличением объемов продаж вы знаете, к кому обращаться.
Некоторые застройщики пытаются зарабатывать на риелторском бизнесе, увеличивая себе бюджеты, но в итоге понимают, что денег остается меньше. В банках также отмечают раздутые бюджеты на маркетинг в девелоперских компаниях. Сейчас чек продаж одного юнита застройщиком по Москве составляет от 4% до 10%. Если взять калькулятор и подсчитать, то получатся огромные затраты. В среднем площадь дома составляет 15 тыс. кв. м при цене квадрата 250 тыс. руб., общая сумма— 3,7 млрд. Даже при доле расходов на продажи в 3% получается 115 млн руб. с продажи одного дома, а если это целый микрорайон, то переплата составляет около 1 млрд руб. Такую сумму нужно учитывать при реализации проектов.
Так что у меня один, но очень важный вопрос к застройщикам: готовыли вы в нынешних непростых экономических условиях экспериментировать и переплачивать?
Справка о компании
«НДВ Супермаркет Недвижимости»— крупное агентство недвижимости, один из лидеров по реализации новостроек в Москве и Подмосковье. Компания работает по принципу «супермаркета», то есть предлагает широкий выбор услуг, связанных с жилой и коммерческой недвижимостью. Благодаря такому подходу клиенты быстро получают необходимый товар или услугу в любом ценовом сегменте. За время многолетней работы компания «НДВ Супермаркет Недвижимости» неоднократно признавалась лучшей на рынке— как среди покупателей, так и в профессиональных кругах.