показать результаты поиска

«Архитекторы и девелоперы смогут переключаться между реальностями»

/
/

Сер­гей Тру­ха­нов Как тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти уби­ра­ют барье­ры меж­ду заказ­чи­ком и архитектором 

Одним из глав­ных кам­ней пре­ткно­ве­ния во вза­и­мо­дей­ствии меж­ду архи­тек­то­ром и деве­ло­пе­ром все­гда было еди­ное пони­ма­ние обра­за конеч­но­го резуль­та­та, кото­рый слож­но чет­ко спро­гно­зи­ро­вать. Каза­лось­бы, еще отно­си­тель­но недав­но чер­те­жи и эски­зы усту­пи­ли свое место 3D-схе­мам, рен­де­рам, но быст­ро выяс­ни­лось, что и они не все­гда дают пол­но­вес­ной и оди­на­ко­вой кар­ти­ны буду­ще­го про­ек­та для всех его участ­ни­ков. И тогда на помощь архи­тек­то­рам и деве­ло­пе­рам неожи­дан­но при­шли игро­вые тех­но­ло­гии. Они ока­за­лись спо­соб­ны объ­еди­нить мир гейм­де­ва (GameDev, от англий­ско­го games development— «раз­ра­бот­ка игр».— Прим. ред.) и архи­тек­ту­ру, и этот момент стал пово­рот­ным для орга­ни­за­ции про­цес­са согла­со­ва­ния про­ек­тов. Реаль­ная архи­тек­ту­ра обре­ла новую мно­го­мер­ную жизнь в вир­ту­аль­ном пространстве. 

Тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной и допол­нен­ной реаль­но­сти сна­ча­ла набра­ли попу­ляр­ность в игро­вой сре­де, где ста­ли новым спо­со­бом погру­же­ния в циф­ро­вые миры. Пер­спек­ти­вы новой тех­но­ло­гии были про­те­сти­ро­ва­ны при помо­щи пер­во­го поко­ле­ния устройств для VR— Oculus, Google Glass и дру­гих. Но все­же их пик попу­ляр­но­сти доволь­но быст­ро сошел на нет, а пилот­ные моде­ли гад­же­тов ста­ли нише­вым про­дук­том для отно­си­тель­но неболь­шой ауди­то­рии и узко­го кру­га задач. 

Нестан­дарт­но исполь­зо­вать тех­но­ло­гию нача­ли и деве­ло­пе­ры с риел­то­ра­ми, кото­рые сде­ла­ли ее инстру­мен­том пока­за объ­ек­тов кли­ен­там. Впро­чем, и в дан­ном слу­чае, по боль­шей части, все это пре­вра­ти­лось в баналь­ный мар­ке­тин­го­вый ход, а не дей­стви­тель­но вос­тре­бо­ван­ный и эффек­тив­ный биз­нес-про­дукт. Сей­час почти в каж­дом офи­се мож­но най­ти пыля­щи­е­ся ста­рые шле­мы или очки, кото­рые в свое вре­мя так и не заме­ни­ли при­выч­ные маке­ты жилых комплексов. 

Бла­го­да­ря архи­тек­то­рам­тех­но­ло­гия может ока­зать­ся более при­ме­ни­мой, чем пола­га­ли ее созда­те­ли. Про­цес­сы циф­ро­во­го моде­ли­ро­ва­ния игро­вых про­странств и реаль­ных архи­тек­тур­ных про­ек­тов прак­ти­че­ски иден­тич­ны. Это поз­во­ли­ло перей­ти на каче­ствен­но новый уро­вень вза­и­мо­дей­ствия с парт­не­ра­ми, заказ­чи­ка­ми и раз­лич­ны­ми коман­да­ми проекта. 

Неко­то­рое вре­мя назад застрой­щи­ки ста­ли актив­но при­ме­нять тех­но­ло­гию AR— допол­нен­ной реаль­но­сти, кото­рая под­ра­зу­ме­ва­ет воз­мож­ность посмот­реть через экран план­ше­та или смарт­фо­на со спе­ци­аль­ным при­ло­же­ни­ем на тот или иной объ­ект по QR-коду. Это ока­зал­ся дей­стви­тель­но удоб­ный инстру­мент, когда речь идет о визу­а­ли­за­ции и пони­ма­нии общей кар­ти­ны или, к при­ме­ру, работ на кон­крет­ном фасаде. 

Кар­ди­наль­но и даже рево­лю­ци­он­но ситу­а­ция поме­ня­лась после того, как на рын­ке появи­лось новое поко­ле­ние VR-устройств, отли­ча­ю­щих­ся ком­пакт­но­стью, высо­кой авто­ном­но­стью рабо­ты и боль­шим раз­но­об­раз­ным функ­ци­о­на­лом. Раз­ра­бот­чи­ки, создав­шие их, совер­ши­ли гигант­ский тех­но­ло­ги­че­ский ска­чок, а архи­тек­то­ры, инже­не­ры и стро­и­те­ли исполь­зо­ва­ли про­гресс для того, что­бы на прак­ти­ке сов­ме­стить циф­ро­вую сре­ду с реальной. 

Уже сей­час VR поз­во­ля­ет глу­бо­ко погру­зить­ся в про­ект и оце­нить его гла­за­ми архи­тек­то­ра, кото­рый со сво­ей сто­ро­ны доно­сит пол­но­цен­ную кар­ти­ну буду­ще­го зда­ния заказ­чи­ку. В мас­шта­бе 1:1 мож­но про­гу­лять­ся по эта­жам, оце­нить про­пор­ции и эрго­но­ми­ку поме­ще­ний, соб­ствен­ное поло­же­ние в про­стран­стве и зони­ро­ва­ние. Если пой­ти даль­ше, то при необ­хо­ди­мой дета­ли­за­ции даже погру­зить­ся отдел­ку поме­ще­ний буду­ще­го жило­го или ком­мер­че­ско­го объекта. 

При этом внут­ри создан­ной моде­ли в зави­си­мо­сти от исполь­зу­е­мо­го соф­та есть воз­мож­ность вно­сить кор­рек­ти­ров­ки в гео­мет­рию соору­же­ния, менять кон­фи­гу­ра­цию и пара­мет­ры в реаль­ном вре­ме­ни, исполь­зо­вать раз­лич­ные уров­ни дета­ли­за­ции. На прак­ти­ке это поз­во­ля­ет сра­зу­же внут­ри циф­ро­во­го мира остав­лять «замет­ки», на эта­пе согла­со­ва­ний добить­ся мак­си­маль­но­го пони­ма­ния того, каким объ­ект будет по окон­ча­нии строй­ки. Эко­но­мия денег на воз­мож­ных ошиб­ках суще­ствен­ная, но глав­ное— это чет­кая кар­тин­ка в голо­вах всех участ­ни­ков таких про­ек­тов— инве­сто­ров, архи­тек­то­ров, про­ек­ти­ров­щи­ков, строителей. 

VR-мир поз­во­ля­ет транс­фор­ми­ро­вать сре­ду и про­во­дить сове­ща­ния внут­ри циф­ро­во­го объ­ек­та, син­хро­ни­зи­ро­вать его с реаль­ным про­грес­сом в строй­ке и объ­еди­нять всех участ­ни­ков про­цес­са вне зави­си­мо­сти от того, в какой точ­ке мира они нахо­дят­ся. Под­клю­чать­ся к любо­му эта­пу рабо­ты и вни­кать в него мож­но лег­ко и прак­ти­че­ски мгно­вен­но, что эко­но­мит огром­ное коли­че­ство вре­ме­ни. Сей­час дан­ная рабо­та все еще тре­бу­ет опре­де­лен­ной сно­ров­ки и про­дви­ну­тых навы­ков, нали­чия обо­ру­до­ва­ния, ПО. Но логи­ка раз­ви­тия собы­тий ука­зы­ва­ет на то, что доволь­но ско­ро все эти про­цес­сы ста­нут таки­ми­же про­сты­ми и инту­и­тив­но понят­ны­ми, как обыч­ное вклю­че­ние компьютера. 

Тех­но­ло­гия и прак­ти­ка при­ме­не­ния уже реаль­ны: Herzog & de Meuron дав­но рабо­та­ют в поле допол­нен­ной реаль­но­сти, а так­же созда­ют целые арт-выстав­ки, как, напри­мер, SongEun Art, в рам­ках кото­рой с помо­щью VR пока­за­ны эта­пы воз­ве­де­ния зда­ний. Еще один спо­соб при­ме­не­ния— обра­зо­ва­ние. Ком­па­ния Fologram, кото­рая объ­еди­ни­ла рабо­чий и обра­зо­ва­тель­ный про­цес­сы в вир­ту­аль­ном про­стран­стве с помо­щью очков HoloLens на при­ме­ре кон­стру­и­ро­ва­ния сталь­но­го пави­льо­на. Этот при­мер стал попу­ляр­ным­за счет при­вле­че­ния людей без спе­ци­аль­но­го обра­зо­ва­ния для рабо­ты над про­ек­том. Поша­го­вый план дей­ствий и хоро­шая визу­а­ли­за­ция помог­ли груп­пе люби­те­лей создать пави­льон Woven Steel все­го за три дня, даже несмот­ря на непро­стую гео­мет­рию объекта. 

Наше бюро рабо­та­ет с VR-тех­но­ло­ги­я­ми уже боль­ше года. Рабо­та устро­е­на так, что каж­дый участ­ник коман­ды может исполь­зо­вать обо­ру­до­ва­ние и про­грамм­ный ком­плекс на любом из эта­пов про­ек­та. Мы созда­ем и меня­ем кон­цеп­ту­аль­ные фор­мы, дета­ли­зи­ру­ем их, про­во­дим инте­гра­ции реше­ний, изу­ча­ем потен­ци­аль­ные ошиб­ки, что­бы исклю­чить их еще на этом этапе. 

Совре­мен­ный VR-инстру­мен­та­рий в разы облег­ча­ет рабо­ту по внед­ре­нию объ­ек­тов в окру­же­ние и симу­ля­ции его жиз­ни. Но глав­ное— рабо­та бюро в кон­тек­сте VR не уве­ли­чи­ва­ет сро­ки про­ек­ти­ро­ва­ния. Застрой­щик полу­ча­ет всю доку­мен­та­цию в стан­дарт­ном и понят­ном виде, но так­же парал­лель­но может вос­поль­зо­вать­ся и вир­ту­аль­ным дуб­ли­ка­том. В слу­чае реа­ли­за­ции тех­ни­че­ски слож­ных про­ек­тов этот фак­тор будет играть клю­че­вую роль. 

Если загля­нуть немно­го в буду­щее, то оче­вид­но, что потен­ци­ал дан­но­го направ­ле­ния и в твор­че­ском, и в биз­нес-кон­тек­сте огро­мен. Речь идет како про­ек­ти­ро­ва­нии реаль­ных объ­ек­тов, так и о созда­нии новых миров в циф­ро­вых мета­все­лен­ных. Кро­ме того, про­сле­жи­ва­ет­ся и огром­ный потен­ци­ал в рабо­те с циф­ро­вы­ми двой­ни­ка­ми зда­ний, кото­рые в даль­ней­шем могут стать пол­но­цен­ной базой для оциф­ро­вы­ва­ния город­ских объ­ек­тов. При­ме­не­ние не огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко про­ек­ти­ро­ва­ни­ем, а пере­хо­дит еще и в плос­кость экс­плу­а­та­ции объ­ек­тов, объ­еди­ня­ет раз­лич­ные систе­мы воеди­но и созда­ет визу­аль­ную и понят­ную циф­ро­вую конструкцию. 

Наи­бо­лее веро­ят­но, что в неда­ле­ком буду­щем архи­тек­то­ры и деве­ло­пе­ры смо­гут лег­ко пере­клю­чать­ся меж­ду реаль­но­стя­ми, а раз­ра­бот­ка кон­цеп­ций и про­цес­сы согла­со­ва­ний ста­нут гораз­до быст­рее и эффективнее. 

Будь­те в кур­се важ­ных ново­стей— сле­ди­те за теле­грам-кана­лом «РБК-Недви­жи­мость»

Обавторе 

«Архитекторы и девелоперы смогут переключаться между реальностями»

Сер­гей Тру­ха­нов руко­во­ди­тель архи­тек­тур­но­го бюро T+T Architects Точ­ка зре­ния авто­ров, ста­тьи кото­рых пуб­ли­ку­ют­ся враз­де­ле «Мне­ния», может несов­па­дать смне­ни­ем редакции.

Источ­ник РБК Недвижимость

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Эта высота div необходима для включения липкой боковой панели
Ad Clicks : Ad Views :