Архитектор Хундертвассер: философия, стиль и 5 знаменитых зданий
Вена — это не только торт «Захер», знаменитый оперный театр и дворцовый комплекс Бельведер. Это еще и Хундертвассер — знаменитый архитекор, работы которого украшают не один город, а манифесты и теории вошли в историю архитектуры
Фото: pixabay
Цветная плитка, плавные, волнообразные линии, живые растения, интегрированные в дизайн, дымоход, увенчанный золотым шаром,— стиль, формы и цвета здания повторяют типичный почерк Хундертвассера.
— Завод был построен в 1971 году. Помимо утилизации мусора, он питает энергией центр Вены. В 1987 году здание завода сильно пострадало во время пожара, в результате его решили реконструировать. Проект поручили Хундертвассеру. Условиями его работы было оснащение завода современным оборудованием, чтобы снизить до минимума вред от мусоросжигания, и введение в городе раздельного сбора мусора. Архитектура легко узнаваема— асимметричные окна, яркий разноцветный фасад, золотые шары на трубах, откуда выходит отфильтрованный воздух. В самом большом куполе на трубе расположены датчики мониторинга выбросов.
— У Хундертвассера было уникальное восприятие мира и собственный стиль, лишенный стереотипов в области методологии, образов, мастерства и прочего. Его метод заключался в том, чтобы все пропустить через себя. На этот подход во многом повлияла его непростая судьба: будучи евреем, он находился в нацистской Германии и был вынужден делать все, чтобы не вызывать к себе подозрений. Это отразилось на его личности, и, вероятно, сложная судьба стала началом и его сложного стиля— смеси абстракционизма и модернизма. Его художественный язык хорошо виден как в живописи, так и в архитектуре, и, что немаловажно, в обоих этих направлениях прослеживается единство его подхода.
Хундертвассер не имел специализированного архитектурного образования, однако это не помешало ему обрести интересный взгляд на мир: он считал, что прямой линии не существует в природе и что это явление не естественно. Он противопоставлял себя школе Баухауса и функционализму, который активно применялся до Второй мировой войны и после, он не разделял утилитарный подход к архитектуре, где все параллельно и перпендикулярно.
Он начал выражать себя через живопись: в ней можно найти дома, которые похожи, скорее, на что-то живое, нежели на ультимативные постройки. Этот подход проявился позже и в архитектуре, в которой ярко прослеживается разнообразие формы и текстуры, полное отсутствие прямой линии. Также его особенностью было то, что он призывал всех создавать материалы для творчества— предлагал художникам самим делать краски для работы, а не использовать фабричные. Это тоже олицетворение его подхода— он не работал с заводскими красками, как не хотел использовать и готовые образы. Он создавал мир вокруг, который видел по-своему.
Высадка деревьев, активное озеленение города, по мнению Хундертвассера, могли нивелировать тот вред, который человечество приносит природе. Экология занимала очень важное место в его работе. По его мнению, здоровое общество, в отличие от современного, должно интересоваться природой и ставить ее на первое место. Ему не нравился урбанизм, и он считал, что город должен представлять из себя синтез природы и архитектуры.
Хундертвассер схож с Гауди свободой форм и отсылкой к природным мотивам, но, на мой взгляд, они говорили всеже на разных языках. Гауди был больше архитектором, в то время как Хундертвассер в первую очередь был живописцем, который стал создавать тот материальный мир, который когда-то писал.
Его проект— смелые, яркие и узнаваемые архитектурные высказывания. Они делают мир многогранным. Художник смело работал со светом, и его архитектура вдохновляет на большую свободу самовыражения, поскольку каждый дом— манифест его взглядов, которые он не боялся транслировать.
Автор Диана Фастовская