Викторианский стиль: особенности в архитектуре и интерьере
Если в доме есть камин и библиотека, все поверхности заставлены декором, а стены увешаны картинами, не стоит считать его хозяина склонным к излишествам и захламлению. Возможно, он хотел воплотить викторианский стиль
Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге (Фото: GAlexandrova/Creative Commons)
Самое яркое отличие от других направлений— использование архитектурных элементов одного стиля в типологиях, которые для него нехарактерны. Например, если мы говорим о готике, то это архитектура соборов и в поздний период (начиная с XIV века) ратуш, то есть общественных пространств. Частные дома никогда не строились в готическом стиле, у них никогда не было контрфорсов, аркбутанов, пинаклей и других готических элементов. А для викторианской эпохи это очень характерно— строить частные дома с элементами готического убранства.
Тоже самое касается и стиля барокко, но он был не очень популярен в викторианскую эпоху. Скорее, это интерес к средневековью, обусловленный эпохой романтизма, которая его возбудила. В эпоху барокко никто не строил театры. А Опера Гарнье в Париже построена под влиянием барочной архитектуры, более того, главный салон— это оммаж зеркальной галереи Версаля. Также характерно для историзма не очень грамотное использование декора. Если в барокко всегда будет ордер реализован правильно, он всегда на чем-то стоит, на нем всегда что-то лежит, то в историзме/эклектике/викторианском стиле могут быть нарушены пропорции, колонны— висеть в воздухе, консоли непонятно зачем нужны. В тоже время существует самостоятельно сформулированный, более рациональный подход, когда декора маловато, есть только отдельные элементы, которые позволяют определить какую-то стилистическую принадлежность. Плюс для XIX века характерно появление новых типологий, таких как театр, доходный дом, и там уже совсем другое отношение к декору. В итоге этот рациональный подход приведет к появлению модерна и впоследствии к архитектуре авангарда.
Автор Диана Фастовская