показать результаты поиска

Джобсы на стройке: как создание офисов стало технологическим бизнесом

/
/

Дмит­рий Вишняков 

За послед­ние четы­ре года доля затрат на «умную» начин­ку в сто­и­мо­сти офис­ной отдел­ки вырос­ла с 4% до 20%. Даже несмот­ря на уход меж­ду­на­род­ных ком­па­ний из Рос­сии и замо­роз­ку ряда про­ек­тов, тренд на тех­но­ло­гич­ность уси­ли­ва­ет­ся, меняя рынок и его участников. 

Почему растет роль и стоимость офисных технологий

В тече­ние послед­них 10 лет рос­сий­ский рынок офис­ной недви­жи­мо­сти раз­ви­вал­ся в усло­ви­ях, когда аренд­ные став­ки сохра­ня­лись прак­ти­че­ски на одном уровне, тогда как сто­и­мость отдел­ки и инже­нер­но­го осна­ще­ния офи­сов росли. 

В циф­ро­вом экви­ва­лен­те это выгля­де­ло сле­ду­ю­щим обра­зом: в 2013 году сред­няя став­ка арен­ды в биз­нес-цен­тре клас­са «А» и сто­и­мость соот­вет­ству­ю­щей отдел­ки инте­рье­ра состав­ля­ла поряд­ка 25 тыс. руб. за 1 кв. м в год. К 2022 году цена арен­ды под­ня­лась до 28,5 тыс. руб. за 1 кв. м в год, а затра­ты на fit-out про­ек­ты вырос­ли в несколь­ко раз и соста­ви­ли око­ло 120 тыс. – 150 тыс. руб. за кв. м в зави­си­мо­сти от объ­е­ма вклю­чен­ной в про­ект IT-составляющей. 

Столь серьез­ные изме­не­ния свя­за­ны с дву­мя клю­че­вы­ми фак­то­ра­ми. Преж­де все­го, вли­я­ние ока­за­ла зна­чи­тель­ная доля импорт­ной состав­ля­ю­щей, кри­ти­че­ски важ­ной для каче­ства конеч­но­го про­дук­та, в сег­мен­тах отде­лоч­ных мате­ри­а­лов и инже­нер­но­го обо­ру­до­ва­ния. Одна­ко поми­мо это­го рост сто­и­мо­сти объ­яс­ня­ет­ся изме­не­ни­ем роли офи­са в рабо­те сотруд­ни­ков и биз­не­са в целом, уве­ли­че­ни­ем спро­са на созда­ние более ком­форт­ной и «дру­же­люб­ной» сре­ды – преж­де все­го, за счет инте­гра­ции систем умно­го офиса. 

Наи­бо­лее емко дан­ную тен­ден­цию мож­но опи­сать хоро­шо всем зна­ко­мым тер­ми­ном «убе­ри­за­ция». В отли­чие от таких сфер эко­но­ми­ки, как транс­порт, роз­нич­ная тор­гов­ля, логи­сти­ка и др., в кото­рые «модель Uber» при­шла уже мно­го лет назад, инду­стрия офис­ных инте­рье­ров лишь недав­но вста­ла на этот путь. Отправ­ной точ­кой послу­жи­ла необ­хо­ди­мость орга­ни­за­ции гибрид­ной рабо­ты, когда, с одной сто­ро­ны, у ком­па­ний воз­ник­ла потреб­ность в более раци­о­наль­ном и эффек­тив­ном исполь­зо­ва­нии име­ю­щих­ся пло­ща­дей, дол­го­сроч­ном пла­ни­ро­ва­нии офис­ных актив­но­стей, а с дру­гой, – офис стал в неко­то­ром роде кон­ку­рен­том уда­лен­ной рабо­ты, создав запрос на повы­ше­ние каче­ства сре­ды со сто­ро­ны персонала. 

Резуль­та­том это­го ста­ло появ­ле­ние гиб­ких рабо­чих мест, про­дви­ну­тых систем видео­кон­фе­ренц­свя­зи в пере­го­вор­ных, еди­но­го досту­па ко всем сер­ви­сам через мобиль­ное при­ло­же­ние и т. д. При этом, как и в дру­гих сфе­рах, про­ис­хо­дя­щие изме­не­ния носят необ­ра­ти­мый харак­тер, и ком­па­нии, одна­жды пере­шед­шие на этот уро­вень, уже не согла­ша­ют­ся воз­вра­щать­ся назад, в «обыч­ный офис». 

Что происходит на рынке прямо сейчас

Теку­щая ситу­а­ция, кото­рая нача­ла фор­ми­ро­вать­ся в кон­це фев­ра­ля 2022 года, внес­ла серьез­ные изме­не­ния в дина­ми­ку раз­ви­тия офис­но­го сег­мен­та. Рынок столк­нул­ся с отка­зом от запла­ни­ро­ван­ных сде­лок по аренде/покупке поме­ще­ний, оста­нов­кой зна­чи­тель­ной части про­ек­тов на началь­ной ста­дии и, в ряде слу­ча­ев, отме­ной про­ек­тов, нахо­дя­щих­ся в ста­дии стро­и­тель­ства. Кри­зис так­же создал ощу­ти­мые труд­но­сти для fit-out под­ряд­чи­ков, кото­рым при­шлось опе­ра­тив­но справ­лять­ся с обры­вом логи­сти­че­ских цепо­чек, запре­том на про­да­жу рос­сий­ским кли­ен­там мате­ри­а­лов и обо­ру­до­ва­ния, дефи­ци­том ком­плек­ту­ю­щих, что, в свою оче­редь, ска­за­лось на росте сто­и­мо­сти и уве­ли­че­нии сро­ков реа­ли­за­ции проектов. 

Тем не менее, со сто­ро­ны биз­не­са по-преж­не­му суще­ству­ет запрос на каче­ствен­ное IT-осна­ще­ние. Пря­мо сей­час на рын­ке фор­ми­ру­ет­ся есте­ствен­ный водо­раз­дел, с одной сто­ро­ны кото­ро­го – мас­штаб­ные про­ек­ты, ини­ци­и­ро­ван­ные систе­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми ком­па­ни­я­ми (часто с госу­дар­ствен­ным уча­сти­ем), рас­по­ла­га­ю­щи­ми зна­чи­тель­ны­ми финан­со­вы­ми ресур­са­ми, а с дру­гой – офи­сы от 1 тыс. до 10 тыс. кв. м, про­ек­ты кото­рых ини­ци­и­ру­ют­ся менее круп­ны­ми компаниями. 

Пер­вый тип кли­ен­тов при­вя­зан к вну­ши­тель­ным, но зача­стую уста­рев­шим иму­ще­ствен­ным ком­плек­сам, нахо­дя­щим­ся в соб­ствен­но­сти. Инте­рес к раз­ви­тию при­над­ле­жа­щих им офис­ных кла­сте­ров свя­зан, в первую оче­редь, с при­вле­че­ни­ем и удер­жа­ни­ем пер­со­на­ла – отсут­ствие совре­мен­ной инфра­струк­ту­ры суще­ствен­но ослаб­ля­ет пози­ции в этом вопро­се. Как пра­ви­ло, подоб­ные кор­по­ра­ции раз­ра­ба­ты­ва­ют дол­го­сроч­ные стра­те­гии раз­ви­тия сво­ей ком­мер­че­ской недви­жи­мо­сти, под нуж­ды кото­рых фор­ми­ру­ет­ся отдель­ный бюд­жет, рас­счи­тан­ный на несколь­ко лет. 

В то же вре­мя, кли­ен­ты, рас­смат­ри­ва­ю­щие для себя офи­сы пло­ща­дью от 1 тыс. до 10 тыс. кв. м, более под­вер­же­ны вли­я­нию теку­щей неста­биль­но­сти и в усло­ви­ях дефи­ци­та отде­лоч­ных мате­ри­а­лов и обо­ру­до­ва­ния могут пере­ори­ен­ти­ро­вать­ся на рынок гото­во­го пред­ло­же­ния вме­сто того, что­бы реа­ли­зо­вы­вать соб­ствен­ные про­ек­ты. Это при­ве­дет к тому, что часть спро­са пере­рас­пре­де­лит­ся в поль­зу сер­вис­ных офи­сов, что долж­но дать им тол­чок для даль­ней­ше­го улуч­ше­ния соб­ствен­ных тех­но­ло­ги­че­ских реше­ний – ведь зача­стую имен­но сер­вис­ные офи­сы явля­ют­ся драй­ве­ра­ми циф­ро­во­го раз­ви­тия в этом сегменте. 

Таким обра­зом, в сред­не­сроч­ной пер­спек­ти­ве круп­ные кор­по­ра­ции и сете­вые офис­ные опе­ра­то­ры ста­нут основ­ны­ми ини­ци­а­то­ра­ми стро­и­тель­ства новых про­ек­тов, созда­вая зна­чи­тель­ный объ­ем спро­са на каче­ствен­ный, и что нема­ло­важ­но, высо­ко­тех­но­ло­гич­ный fit-out. 

Что это означает для подрядчиков

Важ­ной отли­чи­тель­ной чер­той выше­пе­ре­чис­лен­ных типов кли­ен­тов явля­ет­ся нали­чие обшир­ной внут­рен­ней экс­пер­ти­зы в сфе­ре стро­и­тель­ства и обслу­жи­ва­ния офи­сов. Такое сме­ще­ние рын­ка в сто­ро­ну «про­фес­си­о­наль­ных заказ­чи­ков» в сово­куп­но­сти с ранее обо­зна­чен­ным трен­дом на убе­ри­за­цию созда­ет пред­по­сыл­ки для транс­фор­ма­ции гене­раль­ных под­ряд­чи­ков, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щих­ся на fit-out про­ек­тах. Поми­мо уже­сто­че­ния тре­бо­ва­ний, каса­ю­щих­ся финан­со­вых, про­из­вод­ствен­ных и гаран­тий­ных обя­за­тельств, на рын­ке уже фор­ми­ру­ет­ся запрос на еди­ный центр ком­пе­тен­ций, спо­соб­ный реа­ли­зо­вать самый слож­ный как с архи­тек­тур­ной, так и с тех­ни­че­ской точ­ки зре­ния проект. 

По сути, речь идет о фор­ми­ро­ва­нии соб­ствен­ной эко­си­сте­мы. Кли­ен­там не при­дет­ся выхо­дить за ее пре­де­лы, что­бы полу­чить и исполь­зо­вать совре­мен­ный высо­ко­тех­но­ло­гич­ный офис. 

Пер­во­сте­пен­ную роль будут играть не кон­крет­ные услу­ги или про­дук­ты, а тех­но­ло­гии. Они ста­нут фун­да­мен­том для биз­не­са под­ряд­чи­ков буду­ще­го. На осно­ве этих тех­но­ло­гий под­ряд­чи­ки смо­гут пред­ла­гать гото­вые реше­ния и гене­ри­ро­вать новые слож­ные идеи под кон­крет­но­го заказчика. 

Таким обра­зом fit-out под­ряд­чик в новых реа­ли­ях дол­жен взять на себя роль тех­но­ло­ги­че­ской ком­па­нии, про­вай­де­ра слож­но­го ком­плек­са услуг по созда­нию кор­по­ра­тив­ных инте­рье­ров с инте­гри­ро­ван­ным про­грамм­но-аппа­рат­ным ком­плек­сом для обес­пе­че­ния эффек­тив­ной дея­тель­но­сти бизнеса. 

Обавторе 

Джобсы на стройке: как создание офисов стало технологическим бизнесом

Дмит­рий Виш­ня­ков управ­ля­ю­щий дирек­тор Pridex Точ­ка зре­ния авто­ров, ста­тьи кото­рых пуб­ли­ку­ют­ся враз­де­ле «Мне­ния», может несов­па­дать смне­ни­ем редакции.

Источ­ник РБК Недвижимость

Эта высота div необходима для включения липкой боковой панели
Ad Clicks : Ad Views :