показать результаты поиска

Как регулирование эквайринговой комиссии скажется на размере кешбэка

/
/

Экс­пер­ты оце­ни­ли, как регу­ли­ро­ва­ние эквай­рин­го­вой комис­сии ска­жет­ся на раз­ме­ре кеш­б­эка Бан­ки могут ухуд­шить усло­вия по начис­ле­нию кеш­б­эка за покуп­ки по кар­там, после того как ЦБ вре­мен­но огра­ни­чил эквай­рин­го­вые комис­сии, счи­та­ют экс­пер­ты. Сами бан­ки гово­рят, что ана­ли­зи­ру­ют ситу­а­цию и про­грам­мы лояль­но­сти не меняют 

kak regulirovanie ekvajringovoj komissii skazhetsja na razmere keshbeka ba

Бан­ки могут ухуд­шить про­грам­мы лояль­но­сти по кар­там из-за огра­ни­че­ния эквай­рин­го­вых комис­сий на соци­аль­но зна­чи­мые това­ры и услу­ги, счи­та­ют опро­шен­ные РБК эксперты. 

21 мар­та Банк Рос­сии вре­мен­но уста­но­вил мак­си­маль­ное зна­че­ние эквай­рин­го­вых комис­сий на уровне 1% за опла­ту кар­та­ми соци­аль­но зна­чи­мых това­ров и услуг. Раз­мер интер­чейн­джа, кото­рый явля­ет­ся осно­вой эквай­рин­го­вой комис­сии и за счет кото­ро­го бан­ки выпла­чи­ва­ют кеш­б­эк, уста­нов­лен на уровне 0,7%. Огра­ни­че­ния будут дей­ство­вать с 18 апре­ля по 31 авгу­ста 2022 года. Сей­час тари­фы за эквай­ринг нахо­дят­ся на уровне 1,2–2,2%.

Сни­жен­ная комис­сия будет рас­про­стра­нять­ся на роз­нич­ную про­да­жу про­дук­тов пита­ния и еды, потре­би­тель­ских това­ров, в том чис­ле одеж­ды, топ­ли­ва, меди­цин­ских изде­лий и лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, а так­же на услу­ги в сфе­рах свя­зи, жилищ­но-ком­му­наль­но­го хозяй­ства, меди­ци­ны, обра­зо­ва­ния, куль­ту­ры, туриз­ма и пере­воз­ки пассажиров. 

Как бан­ки могут изме­нить про­грам­мы лояльности

Под огра­ни­че­ния ЦБ попа­ли все основ­ные ритей­ле­ры. Сни­жен­ная комис­сия не затро­ну­ла толь­ко сало­ны кра­со­ты, мастер­ские, ресто­ра­ны и т.п., поэто­му бан­кам будет слож­но удер­жать преж­ний уро­вень кеш­б­эка, счи­та­ет про­ект­ный лидер Frank RG Анна Стог­ниен­ко. Сокра­тить рас­хо­ды на кеш­б­эк мож­но несколь­ки­ми спо­со­ба­ми, пере­чис­ля­ет экс­перт: «Отме­нить начис­ле­ние бону­сов по всем това­рам и услу­гам, на кото­рые уста­нов­ле­на сни­жен­ная эквай­рин­го­вая комис­сия, пол­но­стью при­оста­но­вить про­грам­му лояль­но­сти или сохра­нить толь­ко кеш­б­эк от партнеров». 

При вре­мен­ном огра­ни­че­нии эквай­рин­го­вой комис­сии бан­ки не захо­тят силь­но менять про­грам­мы лояль­но­сти и, воз­мож­но, сокра­тят кеш­б­эк на отдель­ные кате­го­рии, гово­рит руко­во­ди­тель направ­ле­ния иссле­до­ва­ний цен­тра «Скол­ко­во-РЭШ» Егор Кри­во­шея. Одна­ко мно­гое зави­сит от про­дол­жи­тель­но­сти огра­ни­че­ний— если они будут про­дле­ны, то бан­ки могут более замет­но изме­нить усло­вия, счи­та­ет он. «Поми­мо это­го, ситу­а­ция может быть нерав­но­мер­ной по рын­ку. Бан­ки с боль­шим запа­сом капи­та­ла и боль­шим пулом кли­ен­тов могут чув­ство­вать себя более ком­форт­но при огра­ни­че­ни­ях по срав­не­нию с бан­ка­ми, у кото­рых мар­жи­наль­ность пла­теж­но­го биз­не­са мень­ше, напри­мер, в силу более низ­кой тран­зак­ци­он­ной актив­но­сти или мень­ше­го пула кли­ен­тов»,— рас­суж­да­ет эксперт. 

Изме­не­ние про­грамм лояль­но­сти в худ­шую сто­ро­ну осо­бен­но силь­но ощу­тят дер­жа­те­ли пре­ми­аль­ных карт и поль­зо­ва­те­ли бан­ков­ских под­пи­сок. Сей­час сред­ний раз­мер кеш­б­эка по таким про­дук­там состав­ля­ет 2% и выше. По мас­со­вым кар­там— 0,7%, поэто­му для их дер­жа­те­лей отме­на кеш­б­эка будет не очень кри­тич­на, счи­та­ет Стог­ниен­ко. Во вре­мя пан­де­мии в 2020 году ЦБ вво­дил подоб­ные огра­ни­че­ния, но 89% дер­жа­те­лей карт не заме­ти­ли ника­ких изме­не­ний, лишь 5% отме­ти­ли, что усло­вия по про­грам­мам лояль­но­сти ухуд­ши­лись, при­во­дит Кри­во­шея дан­ные иссле­до­ва­ния «Скол­ко­во-РЭШ».

Банк Рос­сии в усло­ви­ях пан­де­мии коро­на­ви­ру­са так­же уста­но­вил мак­си­маль­ный тариф за при­ем карт на уровне 1% для онлайн-мага­зи­нов, что­бы под­дер­жать эко­но­ми­ку и граж­дан. В резуль­та­те ряд круп­ных бан­ков вре­мен­но не начис­ля­ли кеш­б­эк за покуп­ки в интернет-магазинах. 

Газ­пром­банк пока не при­нял реше­ние об изме­не­нии усло­вий начис­ле­ния кеш­б­эка, но с боль­шой веро­ят­но­стью огра­ни­чит его сим­мет­рич­но реше­нию ЦБ, ска­зал пред­ста­ви­тель бан­ка. «Хоум Кре­дит» вни­ма­тель­но ана­ли­зи­ру­ет ситу­а­цию и будет при­ни­мать реше­ние, исхо­дя из изме­не­ний в тари­фах НСПК и конъ­юнк­ту­ры рын­ка. Пред­ста­ви­те­ли Пром­связь­бан­ка и МКБ сооб­щи­ли, что их про­грам­мы лояль­но­сти в теку­щий момент не меня­ют­ся. Сов­ком­банк и Тинь­кофф Банк таких изме­не­ний тоже не планируют. 

Как фор­ми­ру­ет­ся кешбэк

Кеш­б­эк, или воз­врат части средств за покуп­ки,— спо­соб сти­му­ли­ро­вать кли­ен­тов чаще совер­шать опла­ту кар­та­ми. Таким обра­зом банк, выпу­стив­ший кар­ту, гене­ри­ру­ет доход за счет интер­чейн­джа. Обыч­но про­грам­мы лояль­но­сти пред­по­ла­га­ют повы­шен­ные бону­сы в одной из кате­го­рий (авто, ресто­ра­ны, путе­ше­ствия и про­чее) на уровне 5–10% от опе­ра­ции, по всем осталь­ным без­на­лич­ным опе­ра­ци­ям так­же начис­ля­ют­ся бону­сы— в сред­нем 1%. 

В про­грам­мах лояль­но­сти так­же задей­ство­ва­ны парт­не­ры, кото­рые пла­тят комис­сию бан­кам за то, что кре­дит­ные орга­ни­за­ции при­во­дят к ним боль­шее чис­ло поку­па­те­лей. Парт­не­ра­ми явля­ют­ся как про­из­во­ди­те­ли това­ров, так и тор­го­вые сети. Комис­сия, кото­рую пла­тят про­из­во­ди­те­ли, может дости­гать 15% от сто­и­мо­сти това­ра. Тариф для тор­го­вых сетей варьи­ру­ет­ся на уровне 5–10%.

По послед­ним дан­ным Frank RG, за 2020 год бан­ки выпла­ти­ли сво­им кли­ен­там по про­грам­мам лояль­но­сти 114 млрд руб.— на 30% боль­ше, чем в 2018‑м (88 млрд руб.). Иссле­до­ва­ние рын­ка за 2019 год не про­во­ди­лось. В 2020 году до 50% вырос­ла доля актив­ных карт с уже под­клю­чен­ной про­грам­мой лояль­но­сти, в 2018‑м она состав­ля­ла 35%. 

Источ­ник РБК Финансы

Эта высота div необходима для включения липкой боковой панели
Ad Clicks : Ad Views :