показать результаты поиска

Как риелторы должны работать по антиотмывочному закону. Инструкция

/
/

В Росфин­мо­ни­то­рин­ге разъ­яс­ни­ли основ­ные аспек­ты испол­не­ния риел­то­ра­ми тре­бо­ва­ний зако­но­да­тель­ства по про­ти­во­дей­ствию отмы­ва­нию денег и финан­си­ро­ва­нию терроризма 

kak rieltory dolzhny rabotat po antiotmyvochnomu zakonu instrukcija dcea

Исто­ри­че­ски недви­жи­мость все­гда была пред­ме­том повы­шен­но­го инте­ре­са с точ­ки зре­ния инве­сти­ро­ва­ния неле­галь­ных дохо­дов. Боль­шин­ство пре­ступ­ле­ний кор­руп­ци­он­ной направ­лен­но­сти, полу­ча­ю­щих широ­кий резо­нанс в СМИ, свя­за­ны с выяв­ле­ни­ем у пре­ступ­ни­ков раз­лич­ных объ­ек­тов недви­жи­мо­сти, в том чис­ле за рубежом. 

Сотруд­ник Меж­ду­на­род­ный учеб­но-мето­ди­че­ский центр финан­со­во­го мони­то­рин­га (учре­ди­тель Росфин­мо­ни­то­ринг) Анна Була­е­ва рас­ска­за­ла об основ­ных аспек­тах испол­не­ния риел­то­ра­ми тре­бо­ва­ний зако­но­да­тель­ства по про­ти­во­дей­ствию отмы­ва­нию денег и финан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма (ПОД/ФТ).

Прак­ти­че­ски во всех стра­нах Гло­баль­ной сети FATF (финан­со­вых мер по борь­бе с отмы­ва­ни­ем денег) сдел­ки с недви­жи­мо­стью отне­се­ны к высо­ко­му уров­ню рис­ка, что ска­зы­ва­ет­ся в свою оче­редь и на оцен­ке дея­тель­но­сти риел­то­ров. Этот вид дея­тель­но­сти тра­ди­ци­он­но рас­смат­ри­ва­ет­ся как один из наи­бо­лее под­вер­жен­ных рис­кам отмы­ва­ния пре­ступ­ных дохо­дов. Стра­ны уде­ля­ют повы­шен­ное вни­ма­ние уча­стию риел­то­ров в систе­ме ПОД/ФТ, так как от каче­ства их рабо­ты в антиот­мы­воч­ном кон­ту­ре во мно­гом зави­сит эффек­тив­ность сни­же­ния спе­ци­фи­че­ских рисков. 

Пол­ную видео-вер­сию реко­мен­да­ций и разъ­яс­не­ний Росфин­мо­ни­то­рин­га по этой теме мож­но посмот­реть тут 

Сделки с недвижимостью в зоне повышенного внимания

При­чин тако­го повы­шен­но­го вни­ма­ния несколь­ко. , это воз­мож­ность про­ве­де­ния налич­ных рас­че­тов, по сути, в обход систем внут­рен­не­го кон­тро­ля бан­ков. И в дан­ном слу­чае толь­ко посред­ни­ки на рын­ке недви­жи­мо­го иму­ще­ства при выяв­ле­нии подо­зри­тель­ных опе­ра­ций могут инфор­ми­ро­вать о них упол­но­мо­чен­ный орган. 

при­чи­на— это опыт и про­фес­си­о­на­лизм риел­то­ров, кото­рые как никто дру­гой раз­би­ра­ют­ся в спе­ци­фи­ке рын­ка и сде­лок на нем, зна­ют цены на недви­жи­мость и могут уви­деть любые мани­пу­ля­ции со сто­и­мо­стью. Имен­но риел­тор обща­ет­ся со сво­им кли­ен­том и может заме­тить нестан­дарт­ное пове­де­ние, неха­рак­тер­ные для обыч­ной прак­ти­ки спо­со­бы совер­ше­ния сдел­ки и рас­че­тов по ней. 

Все это под­чер­ки­ва­ет цен­ность и уни­каль­ность риел­то­ра как участ­ни­ка систе­мы ПОД/ФТ.

Антиотмывочный закон и риелторы

В боль­шин­стве стран Гло­баль­ной сети ФАТФ обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния стан­дар­тов ФАТФ зало­же­ны в наци­о­наль­ное зако­но­да­тель­ство. В Рос­сий­ской Феде­ра­ции в соот­вет­ствии со ст. 5 Феде­раль­но­го зако­на от 7 авгу­ста 2001 года №115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии лега­ли­за­ции (отмы­ва­нию) дохо­дов, полу­чен­ных пре­ступ­ным путем, и финан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» орга­ни­за­ции и инди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, ока­зы­ва­ю­щие посред­ни­че­ские услу­ги при осу­ществ­ле­нии сде­лок куп­ли-про­да­жи, отно­сят­ся к субъ­ек­там регу­ли­ро­ва­ния в сфе­ре ПОД/ФТ.

К субъ­ек­там зако­но­да­тель­ства о ПОД/ФТ отно­сят­ся юри­ди­че­ские лица и инди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, заре­ги­стри­ро­ван­ные в каче­стве субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти, осу­ществ­ля­ю­щие посред­ни­че­скую дея­тель­ность на рын­ке недви­жи­мо­го иму­ще­ства. Эта дея­тель­ность вклю­ча­ет: под­бор вари­ан­тов объ­ек­тов недви­жи­мо­сти для их после­ду­ю­щей куп­ли-про­да­жи, помощь в заклю­че­нии кли­ен­та­ми сде­лок по куп­ле-про­да­же объ­ек­тов недви­жи­мо­сти, орга­ни­за­цию про­да­жи объ­ек­тов недви­жи­мо­сти по пору­че­нию дан­ных лиц. 

При­над­леж­ность орга­ни­за­ций и инди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей к субъ­ек­там Феде­раль­но­го зако­на №115-ФЗ опре­де­ля­ет­ся, исхо­дя из усло­вий заклю­чен­ных дого­во­ров и харак­те­ра дело­вых отно­ше­ний, воз­ни­ка­ю­щих в рам­ках реа­ли­за­ции дан­ных дого­во­ров и (или) выте­ка­ю­щих из тако­вых, в том чис­ле и при отсут­ствии соот­вет­ству­ю­ще­го кода вида эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти в учре­ди­тель­ных доку­мен­тах организации. 

Основные обязанности риелтора по антиотмывочному закону

Перед осу­ществ­ле­ни­ем сво­их долж­ност­ных обя­зан­но­стей риел­тор обя­зан орга­ни­зо­вать внут­рен­ний кон­троль в целях ПОД/ФТ в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми Феде­раль­но­го зако­на №115-ФЗ.

В соот­вет­ствии с п. 2 ст. 7 Феде­раль­но­го зако­на №115-ФЗри­ел­то­ры обя­за­ны в целях ПОД/ФТ само­сто­я­тель­но раз­ра­ба­ты­вать и утвер­ждать пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля (ПВК) с уче­том тре­бо­ва­ний, утвер­жден­ных поста­нов­ле­ни­ем пра­ви­тель­ства Рос­сии от 30 июня 2012 года, а так­же осу­ще­ствить поста­нов­ку на учет в Росфин­мо­ни­то­рин­ге и полу­чить доступ к лич­но­му каби­не­ту на сай­те Росфинмониторинга. 

Все про­грам­мы, поиме­но­ван­ные в ука­зан­ных тре­бо­ва­ни­ях, обя­за­тель­ны к вклю­че­нию в пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля. В слу­чае вступ­ле­ния в силу новых тре­бо­ва­ний ПВК долж­ны при­во­дить­ся в соот­вет­ствии с ними не позд­нее меся­ца после даты их вступ­ле­ния в силу, если не уста­нов­ле­но иное. 

При разработке ПВК следует руководствоваться:

Какие сведения должны предоставлять риелторы в Росфинмониторинг

Риел­то­ры направ­ля­ют в Росфин­мо­ни­то­ринг сооб­ще­ния и отче­ты, преду­смот­рен­ные Феде­раль­ным зако­ном №115-ФЗ, через лич­ный кабинет. 

В обя­зан­но­сти риел­то­ров вхо­дит до при­е­ма на обслу­жи­ва­ние иден­ти­фи­ци­ро­вать кли­ен­та, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та и (или) выго­до­при­об­ре­та­те­ля, бене­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев, за исклю­че­ни­ем слу­ча­ев, уста­нов­лен­ных Феде­раль­ным зако­ном №115-ФЗ.

Работа с клиентами предусматривает:

При про­ве­де­нии иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей кли­ен­тов, выго­до­при­об­ре­та­те­лей, бене­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев необ­хо­ди­мо руко­вод­ство­вать­ся тре­бо­ва­ни­я­ми к иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей кли­ен­та, выго­до­при­об­ре­та­те­лей и бене­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев, в том чис­ле с уче­том сте­пе­ни (уров­ня) рис­ка совер­ше­ния опе­ра­ций в целях ОД/ФТ, утвер­жден­ны­ми при­ка­зом Росфин­мо­ни­то­рин­га от 22.11.2018 №366.

При про­ве­де­нии иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та либо при обнов­ле­нии све­де­ний о кли­ен­те фор­ми­ру­ет­ся анке­та, в кото­рой про­став­ля­ет­ся отмет­ка о нали­чии или отсут­ствии ста­ту­са пуб­лич­ных долж­ност­ных лиц (ПДЛ).

При запол­не­нии анке­ты кли­ен­ту зада­ют­ся вопро­сы отно­си­тель­но воз­мож­ной при­над­леж­но­сти к кате­го­рии лиц, свя­зан­ных с ПДЛ. Риел­тор так­же обя­зан разъ­яс­нить ему поря­док отне­се­ния лица к ПДЛ. 

Риелторы обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди своих клиентов:

Доку­мен­ты, состав­ля­е­мые и полу­ча­е­мые при иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей кли­ен­та, выго­до­при­об­ре­та­те­лей и бене­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев либо обнов­ле­нии све­де­ний о них, фор­ми­ру­ют­ся в досье кли­ен­та. Срок хра­не­ния тако­го досье кли­ен­та не может быть менее пяти лет со дня пре­кра­ще­ния отно­ше­ний с клиентом. 

Инфор­ма­цию необ­хо­ди­мо обнов­лять не реже одно­го раза в год, а в слу­чае воз­ник­но­ве­ния сомне­ний в досто­вер­но­сти и точ­но­сти ранее полу­чен­ной инфор­ма­ции— в тече­ние семи рабо­чих дней, сле­ду­ю­щих за днем воз­ник­но­ве­ния таких сомнений. 

При обнов­ле­нии инфор­ма­ции фор­ми­ру­ет­ся новая анке­та, кото­рая при­об­ща­ет­ся к досье клиента. 

При при­е­ме на обслу­жи­ва­ние и обслу­жи­ва­нии кли­ен­тов необ­хо­ди­мо полу­чать инфор­ма­цию о целях уста­нов­ле­ния и пред­по­ла­га­е­мом харак­те­ре их дело­вых отно­ше­ний с орга­ни­за­ци­ей или ИП на регу­ляр­ной осно­ве, то есть каж­дый раз при обнов­ле­нии све­де­ний о кли­ен­те необ­хо­ди­мо при­ни­мать меры по опре­де­ле­нию целей финан­со­во-хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, финан­со­во­го поло­же­ния и дело­вой репу­та­ции кли­ен­тов. Кро­ме того, необ­хо­ди­мо при­ни­мать меры по опре­де­ле­нию источ­ни­ков про­ис­хож­де­ния денеж­ных средств и/или ино­го иму­ще­ства кли­ен­тов. Харак­тер и объ­ем ука­зан­ных мер опре­де­ля­ют­ся с уче­том сте­пе­ни (уров­ня) рис­ка совер­ше­ния кли­ен­та­ми опе­ра­ций в целях ОД/ФТ.

Необ­хо­ди­мо оце­ни­вать и при­сва­и­вать кли­ен­ту сте­пень (уро­вень) рис­ка совер­ше­ния кли­ен­том опе­ра­ций, свя­зан­ных с ОД/ФТ, а так­же пере­смат­ри­вать при­сво­ен­ный уро­вень рис­ка ОД/ФТ при необ­хо­ди­мо­сти и при­ме­нять меры по его снижению. 

Мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции по про­ве­де­нию оцен­ки рис­ков ОД/ФТ

Как выявить бенефициарного владельца клиента

Осо­бую важ­ность для эффек­тив­но­го выпол­не­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний по ПОД/ФТ пред­став­ля­ет обя­зан­ность выявить бене­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца клиента. 

Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным спо­со­бом осу­ществ­ле­ния бене­фи­ци­ар­но­го вла­де­ния явля­ет­ся вла­де­ние физи­че­ским лицом опре­де­лен­ной доли в ком­па­нии и осу­ществ­ле­ние управ­лен­че­ских функ­ций через соот­вет­ству­ю­щие кор­по­ра­тив­ные меха­низ­мы: общее собра­ние акци­о­не­ров, совет дирек­то­ров и дру­гие меха­низ­мы. Субъ­ек­ты пер­вич­но­го финан­со­во­го мони­то­рин­га обя­за­ны рас­смот­реть воз­мож­ность исполь­зо­ва­ния допол­ни­тель­ных источ­ни­ков све­де­ний. В целях вери­фи­ка­ции дан­ных исполь­зу­ют­ся обще­до­ступ­ные све­де­ния, раз­ме­ща­е­мые орга­на­ми госу­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Феде­ра­ции и ино­стран­ных госу­дарств на их офи­ци­аль­ных сай­тах в интернете. 

Клю­че­вой вопрос для сни­же­ния рис­ков обслу­жи­ва­ния ПДЛ— это выяв­ле­ние подо­зри­тель­ных сде­лок с их уча­сти­ем и инфор­ми­ро­ва­ние об этом Росфин­мо­ни­то­ринг. В целях управ­ле­ния рис­ка­ми ПДЛ и для выяв­ле­ния подо­зри­тель­ных сде­лок очень часто исполь­зу­ют­ся пове­ден­че­ские инди­ка­то­ры риска. 

На прак­ти­ке субъ­ек­ты пер­вич­но­го финан­со­во­го мони­то­рин­га при обслу­жи­ва­нии ПДЛ при­ни­ма­ют ком­плекс мер по управ­ле­нию рис­ка­ми. Эти меры направ­ле­ны на: 

Как выявить подозрительную операцию с недвижимостью

Основ­ные кри­те­рии выяв­ле­ния и при­зна­ки необыч­ных опе­ра­ций (сде­лок), осу­ществ­ле­ние кото­рых может быть направ­ле­но на ОД/ФТ, уста­нов­ле­ны соот­вет­ству­ю­щим при­ка­зом Росфин­мо­ни­то­рин­га. В нем опре­де­ле­ны кри­те­рии и при­зна­ки необыч­ных сде­лок, выяв­ля­е­мые при осу­ществ­ле­нии сде­лок с недви­жи­мым иму­ще­ством, они вклю­че­ны в груп­пу 35. 

В слу­чае если у риел­то­ра на осно­ва­нии реа­ли­за­ции пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля воз­ни­ка­ют подо­зре­ния, что опе­ра­ция (сдел­ка) с недви­жи­мым иму­ще­ством осу­ществ­ля­ет­ся в целях ОД/ФТ, то после ее выяв­ле­ния он обя­зан доку­мен­таль­но зафик­си­ро­вать инфор­ма­цию о такой опе­ра­ции, затем при­нять реше­ние о при­зна­нии сдел­ки подо­зри­тель­ной— и толь­ко если она при­зна­на тако­вой, пред­ста­вить све­де­ния о ней в Росфинмониторинг. 

В тече­ние пяти лет со дня пре­кра­ще­ния отно­ше­ний с кли­ен­том риел­тор обес­пе­чи­ва­ет хра­не­ние информации. 

Риски и признаки подозрительных сделок с недвижимостью

При при­ня­тии реше­ния об инфор­ми­ро­ва­нии Росфин­мо­ни­то­ринг о подо­зри­тель­ных сдел­ках (опе­ра­ци­ях) соот­вет­ству­ю­щие све­де­ния направ­ля­ют­ся по фор­ме ФЭС 1‑ФМ с ука­за­ни­ем кода 6001 и кон­крет­ных кодов при­зна­ка необыч­ной сдел­ки, уста­нов­лен­ных при­ка­зом Росфин­мо­ни­то­рин­га от 08.05.2009 №103. Так­же необ­хо­ди­мо учи­ты­вать сле­ду­ю­щие инфор­ма­ци­он­ные пись­ма о рис­ках и при­зна­ках подо­зри­тель­ных опе­ра­ций в сдел­ках с недви­жи­мым имуществом: 

При­зна­ка­ми, кото­рые могут сви­де­тель­ство­вать, что дей­стви­тель­ны­ми целя­ми сдел­ки с недви­жи­мым иму­ще­ством явля­ет­ся лега­ли­за­ция (отмы­ва­ние) дохо­дов, полу­чен­ных пре­ступ­ным путем, в част­но­сти, являются: 

Что еще необходимо направлять в Росфинмониторинг:

Будь­те в кур­се важ­ных ново­стей — сле­ди­те за теле­грам-кана­лом «РБК-Недви­жи­мость»

Автор Сер­гей Велесевич

Источ­ник РБК Недвижимость

Эта высота div необходима для включения липкой боковой панели
Ad Clicks : Ad Views :