показать результаты поиска

Магниты важнее гостиниц: как развивать внутренний туризм

/
/

Петр Шура

20 октяб­ря Вла­ди­мир Путин упразд­нил Росту­ризм, кото­рый был глав­ным раз­ра­бот­чи­ком и опе­ра­то­ром наци­о­наль­но­го про­ек­та «Туризм и инду­стрия госте­при­им­ства». Види­мо, так пре­зи­дент отклик­нул­ся на жало­бу губер­на­то­ра При­мо­рья Коже­мя­ко во вре­мя послед­не­го ВЭФ во Вла­ди­во­сто­ке про нераз­бе­ри­ху с «дву­мя окна­ми» в тури­сти­че­ском нац­про­ек­те. Теперь оста­лось одно окно— глав­ным опе­ра­то­ром нац­про­ек­та ста­нет отрас­ле­вой инсти­тут раз­ви­тия «Туризм.РФ».

«Туризм.РФ» отли­ча­ет­ся от Росту­риз­ма тем, что де-факто явля­ет­ся отрас­ле­вым цен­тром сбор­ки новых тури­сти­че­ских кла­сте­ров: опре­де­ля­ет пер­спек­тив­ные тер­ри­то­рии, высту­па­ет заказ­чи­ком мастер-пла­нов, соин­ве­сти­ру­ет в про­ек­ты до 49%, помо­га­ет инве­сто­рам с согла­со­ва­ни­я­ми в реги­о­нах и орга­ни­за­ци­ей финан­си­ро­ва­ния по льгот­ной став­ке, обес­пе­чи­ва­ет бюд­жет­ное финан­си­ро­ва­ние обес­пе­чи­ва­ю­щей инфра­струк­ту­ры для курор­тов. Толь­ко на эти цели до кон­ца 2025 года в рам­ках нац­про­ек­та рос­сий­ский бюд­жет инве­сти­ру­ет до 175 млрд руб. в раз­ви­тие тури­сти­че­ской инфраструктуры. 

Пер­вый и один из глав­ных пока­за­те­лей про­ек­та— уве­ли­че­ние номер­но­го фон­да. 25 октяб­ря вице-пре­мьер Дмит­рий Чер­ны­шен­ко, кури­ру­ю­щий нац­про­ект по туриз­му, заявил о стрем­ле­нии уве­ли­чить клас­си­фи­ци­ро­ван­ный номер­ной фонд на 50% с 608 тыс. номе­ров до 909 тыс. к 2030 году. Одна­ко вице-пре­мьер не гово­рит, как эти гости­ни­цы будут загру­жать­ся туристами. 

Дело в том, что гости­ни­цы не фор­ми­ру­ют тури­сти­че­ский спрос, а обслу­жи­ва­ют его. Спрос фор­ми­ру­ют объ­ек­ты тури­сти­че­ско­го вни­ма­ния, так назы­ва­е­мые маг­ни­ты. Если не будет маг­ни­тов, не будет пото­ка, а зна­чит, ни загруз­ки гости­ниц, ни оку­па­е­мо­сти инве­сти­ций в гости­ни­цы и инфраструктуру. 

Посмот­ри­те на дан­ные Рос­ста­та и Building.ru. С 2014 по 2021 год номер­ной фонд средств кол­лек­тив­но­го раз­ме­ще­ния вырос на 53%— с 670 тыс. до 1027 тыс. Вырос­ла загруз­ка гости­ниц на 53%? Нет! 

Магниты важнее гостиниц: как развивать внутренний туризм

Магниты важнее гостиниц: как развивать внутренний туризм

С 2014 по 2021 год загруз­ка номе­ра умень­ши­лась с 65,9 чело­ве­ка на номер до 64,8. В пике в 2019 году загруз­ка была 76,6 чело­ве­ка в год, рост соста­вил все­го 16%. Как вид­но, загруз­ка гости­ниц отста­ет от тем­пов при­ро­ста гости­нич­но­го фонда. 

Магниты важнее гостиниц: как развивать внутренний туризм

Поэто­му необ­хо­ди­мо сти­му­ли­ро­вать созда­ние маг­ни­тов, ради кото­рых рос­си­яне сорвут­ся с места и отпра­вят­ся в путе­ше­ствие. Авто­рам нац­про­ек­та сле­ду­ет доба­вить в нац­про­ект целе­вые пока­за­те­ли по загруз­ке гости­ниц и емко­сти маг­ни­тов. Напри­мер, на курор­те «Зави­до­во», кото­рый финан­си­ру­ют инсти­ту­ты раз­ви­тия «Туризм.РФ» и ВЭБ.РФ, рядом с гости­ни­ца­ми преду­смот­ре­но стро­и­тель­ство все­се­зон­но­го маг­ни­та— кры­то­го аква­пар­ка емко­стью 9 тыс. гостей в день. 

Необ­хо­ди­мо рас­про­стра­нить на маг­ни­ты сти­му­лы, создан­ные для гости­ниц (льго­та по кре­дит­ной став­ке и отме­на НДС), отме­нив при­вяз­ку маг­ни­тов к стро­и­тель­ству гости­ниц. Сей­час маг­ни­ты могут пре­тен­до­вать на сти­му­лы, если вме­сте с ними стро­ит­ся гости­ни­ца от 120 номе­ров, что уве­ли­чи­ва­ет инве­сти­ции в маг­ни­ты на 1–1,5 млрд. Зача­стую маг­ни­ты появ­ля­ют­ся рядом с недо­за­гру­жен­ны­ми гостиницами. 

Еще один при­мер: пла­ни­ру­ет­ся стро­и­тель­ство пар­ка дикой при­ро­ды рядом с курор­том «Ази­мут Пере­славль» (430 номе­ров), где годо­вая загруз­ка недо­тя­ги­ва­ет до 30%, еже­год­ный убы­ток вла­дель­ца (ВЭБ.РФ) более 250 млн руб. Парк дикой при­ро­ды повы­сит загруз­ку «Ази­мут Пере­славль» мини­мум до 65–70% и изба­вит ВЭБ от опе­ра­ци­он­ных убытков. 

О каких магнитах идет речь?

Мы все зна­ем про отдых на море, где важ­ны теп­лое море и пляж, про горы, где важ­ны подъ­ем­ни­ки и трас­сы, про сана­то­рии рядом с мине­раль­ны­ми источ­ни­ка­ми. Но мно­го­ли горо­дов в Рос­сии рас­по­ло­же­но рядом с теп­лым морем, высо­ки­ми гора­ми и мине­раль­ны­ми источ­ни­ка­ми? Немно­го. А что делать жите­лям этих горо­дов в выход­ные, в сред­ний и низ­кий сезоны? 

Для раз­ви­тия туриз­ма вокруг круп­ных горо­дов необ­хо­ди­мо раз­ви­вать позна­ва­тель­ный и раз­вле­ка­тель­ный туризм, в том чис­ле созда­вать совре­мен­ные тема­ти­че­ские пар­ки: исто­ри­че­ский, этно­гра­фи­че­ский, фольк­лор­ный, гастро­но­ми­че­ский и науч­но-тех­ни­че­ский, парк дикой при­ро­ды, раз­вле­ка­тель­ный парк с аттрак­ци­о­на­ми, аква­парк и мно­гие дру­гие. Созда­ние этих пар­ков обес­пе­чит горо­жан инте­рес­ным все­се­зон­ным отды­хом за горо­дом, загру­зит гости­ни­цы и част­ные госте­вые дома, вдох­нет жизнь в малые горо­да рядом с крупными. 

Магниты важнее гостиниц: как развивать внутренний туризм

Будь­те в кур­се важ­ных ново­стей— сле­ди­те за теле­грам-кана­лом «РБК-Недви­жи­мость»

Обавторе 

Магниты важнее гостиниц: как развивать внутренний туризм

Петр Шура вла­де­лец ПОШ Точ­ка зре­ния авто­ров, ста­тьи кото­рых пуб­ли­ку­ют­ся враз­де­ле «Мне­ния», может несов­па­дать смне­ни­ем редакции.

Источ­ник РБК Недвижимость

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Эта высота div необходима для включения липкой боковой панели
Ad Clicks : Ad Views :