показать результаты поиска

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

/
/

Мно­же­ство реа­ли­зо­ван­ных про­ек­тов, попу­ля­ри­за­ция орга­нич­ной архи­тек­ту­ры и соб­ствен­ная фило­со­фия сти­ля — имен­но за это Фрэн­ка Ллой­да Рай­та назы­ва­ют вели­чай­шим аме­ри­кан­ским архитектором 

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

О жиз­ни, прин­ци­пах и глав­ных архи­тек­тур­ных про­ек­тах масте­ра рас­ска­зы­ва­ем в нашей статье. 

Кто такой Крат­кая био­гра­фия Основ­ные прин­ци­пы Зна­ме­ни­тые зда­ния Ком­мен­та­рий эксперта 

Кто такой Фрэнк Ллойд Райт

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Фрэнк Ллойд Райт (Фото: Wikimedia Commons) 

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) был после­до­ва­те­лем и попу­ля­ри­за­то­ром орга­ни­че­ской архи­тек­ту­ры: он счи­тал, что любые зда­ния долж­ны мак­си­маль­но впи­сы­вать­ся в ланд­шафт и гар­мо­ни­ро­вать как с его оби­та­те­ля­ми, так и с окру­жа­ю­щей сре­дой. Его стиль пре­рий­стал осно­вой дизай­на граж­дан­ской архи­тек­ту­ры XX века в США: он постро­ил око­ло 50 домов с 1900 по 1910 год [1]. Зда­ния отли­ча­лись плос­ки­ми кры­ша­ми, сплош­ным лен­точ­ным остек­ле­ни­ем и искус­ной мимик­ри­ей под пей­заж вокруг. Для стро­и­тель­ства Райт так­же под­би­рал при­род­ные мате­ри­а­лы, кото­рые харак­тер­ны для кон­крет­ной мест­но­сти, и счи­тал, что любое соору­же­ние долж­но быть целе­со­об­раз­ным, а фор­ма отве­чать назначению. 

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Дом Фрэн­ка Ллой­да Рай­та в Си-Клиф­фе (Фото: Wikimedia Commons) 

Фрэнк Ллойд Райт спро­ек­ти­ро­вал око­ло 800 зда­ний, из кото­рых 380 были постро­е­ны. В 2019 году ЮНЕСКО вклю­чи­ла восемь из них в спи­сок объ­ек­тов Все­мир­но­го насле­дия. Он изве­стен как глав­ный прак­ти­ку­ю­щий архи­тек­тор Шко­лы пре­рий, сре­ди его зна­ме­ни­тых работ— соб­ствен­ная лет­няя рези­ден­ция Тали­е­син, отель «Импе­ри­ал», Дом над водо­па­дом, Музей Гуг­ген­хай­ма в Нью-Йорке. 

Краткая биография Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Фрэнк Ллойд Райт с япон­ски­ми уче­ни­ка­ми (Фото: Wikimedia Commons) 

Фрэнк Ллойд Райт родил­ся в Ричленд-цен­тре, штат Вис­кон­син, 8 июня 1867 года в семье про­по­вед­ни­ка и музы­кан­та Уилья­ма Кэри Рай­та и учи­тель­ни­цы Анны Ллойд Джонс. Из-за рабо­ты отца семья мно­го пере­ез­жа­ла, а в 1885 году после раз­во­да роди­те­лей 18-лет­ний Фрэнк сов­ме­щал рабо­ту с уче­бой в уни­вер­си­те­те. В ито­ге­так и не полу­чив про­филь­но­го обра­зо­ва­ния, спу­стя два года он пере­ехал в Чика­го и начал тру­дить­ся под руко­вод­ством извест­но­го архи­тек­то­ра Луи­са Сал­ли­ва­на. Оце­нив потен­ци­ал юно­го кол­ле­ги, Сал­ли­ван отда­вал ему в рабо­ту мно­же­ство про­ек­тов по жилой недви­жи­мо­сти. Но из-за того что брал зака­зы со стороны,Ллойдбыл уво­лен. В 1939 году архи­тек­тор открыл соб­ствен­ную компанию. 

Сотруд­ни­че­ство с родо­на­чаль­ни­ком аме­ри­кан­ско­го модер­низ­ма и осно­ва­те­лем Шко­лы пре­рий Луи­сом Сал­ли­ва­ном очень силь­но повли­я­ло на Ллой­да. После про­мыш­лен­ной рево­лю­ции у архи­тек­то­ров появи­лось мно­же­ство новых мате­ри­а­лов, но не было навы­ков рабо­ты с ними. Обли­ку постро­ек того вре­ме­ни не хва­та­ло инди­ви­ду­аль­ных черт, при­су­щих имен­но США, они так или ина­че при­над­ле­жа­ли к уже сло­жив­шим­ся до это­го архи­тек­тур­ным сти­лям. Фак­ти­че­ски бла­го­да­ря про­ек­там Ллой­да, кото­рый стал про­дол­жа­те­лем и глав­ным идео­ло­гом орга­ни­че­ской архи­тек­ту­ры, в Аме­ри­ке ярко про­явил­ся соб­ствен­ный стиль. Дома пре­рий, постро­ен­ные по про­ек­там Фрэн­ка с 1900 по 1917 год, мак­си­маль­но отра­жа­ли его взгля­ды на архи­тек­ту­ру. Они иде­аль­но впи­сы­ва­лись в окру­жа­ю­щий пей­заж и не нару­ша­ли его целост­ность. В этом­же фор­ма­те архи­тек­тор постро­ил соб­ствен­ную рези­ден­цию Тали­е­син, кото­рая ста­ла свое­об­раз­ным мани­фе­стом его архи­тек­тур­ных прин­ци­пов. Увы, имен­но здесь про­изо­шла одна из глав­ных тра­ге­дий его жиз­ни: слу­га, кото­рый рабо­тал у Ллой­да, убил его супру­гу Мар­ту Чей­ни и ее дво­их детей, а затем под­жег дом. 

Что­бы пере­жить тра­ге­дию, Райт актив­но взял­ся за новый про­ект в Япо­нии: он при­е­хал в стра­ну в 1916 году и остал­ся там на пять лет. Постро­ен­ный по его чер­те­жам отель «Импе­ри­ал» при­чис­ли­ли к досто­при­ме­ча­тель­но­стям Токио. Но во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны бом­беж­ки повре­ди­ли зда­ние, а пере­стра­и­вать его, в отли­чие от Тали­е­си­на, Фрэнк не стал. 

К 30‑м годам XX века попу­ляр­ность архи­тек­то­ра пошла на спад, необ­хо­ди­мы были новые зака­зы. В Тали­е­сине он открыл твор­че­скую мастер­скую, и одним из его уче­ни­ков стал сын успеш­но­го биз­не­сме­на Эдга­ра Кауф­ма­на. Бла­го­да­ря это­му зна­ком­ству Фрэнк Ллойд Райт полу­чил пред­ло­же­ние постро­ить для Кауф­ма­нов семей­ную рези­ден­цию. Про­ект стал инно­ва­ци­он­ным: часть уте­са, на кото­ром сто­ял дом, была впи­са­на в инте­рьер, водо­пад на участ­ке так­же ока­зал­ся струк­тур­ным эле­мен­том построй­ки. Он полу­чил назва­ние «Дом над водо­па­дом» и стал одной из визит­ных кар­то­чек архи­тек­то­ра. Зна­ко­вым про­ек­том для Рай­та ока­зал­ся и музей Соло­мо­на Гуг­ген­хай­ма в Нью-Йор­ке. Про­ек­ти­ро­ва­ние и воз­ве­де­ние необыч­но­го зда­ния заня­ли око­ло 16 лет. В ито­ге для посе­ти­те­лей зда­ние откры­лось уже после смер­ти архи­тек­то­ра в 1959 году. 

Основные архитектурные принципы Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Модель Дома с водо­па­дом, 1935 (Фото: Wikimedia Commons) 

Райт напи­сал мно­го тру­дов, в кото­рых подроб­но рас­ска­зы­вал о взгля­дах на архи­тек­ту­ру и делил­ся соб­ствен­ны­ми кон­цеп­ци­я­ми. Фрэнк счи­тал, что ни один вид искус­ства не может суще­ство­вать без соб­ствен­ной фило­со­фии, в том чис­ле архи­тек­ту­ра [2].

1. Встроенность в ландшафт

Любая построй­ка, будь то част­ный жилой дом или обще­ствен­ное зда­ние, долж­на быть мак­си­маль­но впи­са­на в ланд­шафт. Это ста­ло осно­во­по­ла­га­ю­щим прин­ци­пом в орга­ни­че­ской архи­тек­ту­ре: каж­дый про­ект Райт рас­смат­ри­вал как часть окру­жа­ю­ще­го мира. Дома луч­ше все­го смот­рят­ся, когда они бук­валь­но сли­ва­ют­ся с мест­ным пей­за­жем. Поэто­му все его про­ек­ты уни­каль­ны и суще­ству­ют в кон­тек­сте, в кото­рый их поме­стил архитектор. 

2. Натуральные материалы

По той­же при­чине Фрэнк Ллойд Райт все­гда ста­рал­ся исполь­зо­вать мате­ри­а­лы, кото­рые харак­тер­ны для мест­но­сти, где про­ис­хо­дит стро­и­тель­ство. Так, по мне­нию архи­тек­то­ра, он ниве­ли­ро­вал вме­ша­тель­ство в при­род­ный пей­заж и делал построй­ку частью ланд­шаф­та. При этом Райт избе­гал слиш­ком боль­шо­го коли­че­ства раз­ных фактур. 

3. Единообразие внутри и снаружи

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Дом Розен­ба­у­мав Ала­ба­ме (Фото: Amanderson2/Flickr)

По мне­нию Рай­та, по-насто­я­ще­му орга­нич­ное зда­ние начи­на­лось с дизай­на инте­рье­ра и рас­про­стра­ня­лось даль­ше, на экс­те­рьер. Оно долж­но нахо­дить­ся в гар­мо­нии со вре­ме­нем, местом и оби­та­те­ля­ми. И рас­смат­ри­вать любую построй­ку с точ­ки зре­ния орга­нич­но­сти мож­но, учи­ты­вая все эти пара­мет­ры. Поэто­му Фрэнк раз­ра­ба­ты­вал не толь­ко внеш­нюю часть зда­ния, но и высту­пал дизай­не­ром мебе­ли, ков­ров, тка­ней, худо­же­ствен­но­го стек­ла, осве­ще­ния, гра­фи­ки. При этом мебель он часто ста­рал­ся сде­лать частью самой постройки. 

4. Свободная планировка

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Дом Гор­до­на в Оре­гоне (Фото: Wikimedia Commons) 

В част­ных жилых домах Райт отка­зы­вал­ся от деле­ния поме­ще­ния на раз­ные ком­на­ты. Он счи­тал, что людям необ­хо­ди­мо сво­бод­ное про­стран­ство, в кото­ром мож­но бес­пре­пят­ствен­но пере­ме­щать­ся, а отдель­ные ком­на­ты в его пони­ма­нии боль­ше похо­ди­ли на клет­ки, чем на жилые поме­ще­ния. Раз­ные функ­ци­о­наль­ные зоны он выде­лял визу­аль­но, избе­гая лиш­них две­рей и перегородок. 

5. Человеческий масштаб

Так­же архи­тек­тор был про­тив несо­раз­мер­ных чело­ве­ку пло­ща­дей как в дли­ну, так и в высо­ту, поэто­му, напри­мер, избе­гал высо­ких потол­ков. Он счи­тал, что жили­ще долж­но соот­вет­ство­вать раз­ме­ру его оби­та­те­лей, быть уют­ным. По мне­нию Рай­та, это помо­га­ло ценить про­стран­ство в архитектуре. 

Знаменитые здания архитектора Фрэнка Ллойда Райта

Мно­гие зда­ния Рай­та вошли в исто­рию и навсе­гда изме­ни­ли аме­ри­кан­скую сти­ли­сти­ку архитектуры. 

Церковь Единения в Оак-Парке, штат Иллинойс, 1908

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Цер­ковь Еди­не­ния в Оак-Пар­ке, штат Илли­нойс, 1908 (Фото: Eden, Janine and Jim/Flickr)

В 1905 году, после того как Цер­ковь уни­тар­ной общи­ны сго­ре­ла в резуль­та­те уда­ра мол­нии, начал­ся поиск архи­тек­то­ра, кото­рый постро­ил­бы новое зда­ние. Из мно­гих кан­ди­да­тур выбра­ли Рай­та. В стро­и­тель­стве нуж­но было исполь­зо­вать толь­ко один мате­ри­ал, посколь­ку бюд­жет про­ек­та состав­лял все­го $45 тыс. Самым деше­вым был бетон, и архи­тек­тор оста­но­вил свой выбор на нем. 

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Цер­ковь Еди­не­ния в Оак-Пар­ке, штат Илли­нойс, 1908 (Фото: Wikimedia Commons) 

Визу­аль­но храм выгля­дит как мас­сив­ный и моно­лит­ный бетон­ный куб с неболь­шим орна­мен­том на колон­нах, укры­тый широ­кой плос­кой кры­шей. Внут­ри он раз­де­лен на два про­стран­ства: в одном про­хо­дят служ­бы, в дру­гом— обще­ствен­ные меро­при­я­тия. Друг с дру­гом их соеди­ня­ет неболь­шая лод­жия. Для того что­бы шум с ули­цы про­ни­кал в поме­ще­ние как мож­но мень­ше, архи­тек­тор рас­по­ло­жил окна и вит­ра­жи под кры­шей. Цвет­ные стек­ла раз­ных есте­ствен­ных оттен­ков созда­ют внут­ри поме­ще­ния есте­ствен­ное осве­ще­ние и напо­ми­на­ют о нату­раль­ных при­род­ных оттенках. 

Рабо­та над этим про­ек­том повли­я­ла не толь­ко на исто­рию архи­тек­ту­ры, но и на миро­воз­зре­ние Рай­та: теперь, по его мне­нию, серд­цем зда­ния долж­но быть про­стран­ство, а не сте­ны. Цер­ковь Еди­не­ния ста­ла одним из пер­вых памят­ни­ков модер­низ­ма в XX веке. 

Дом Роби в Чикаго, 1909

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Дом Роби в Чика­го, 1909 (Фото: Wikimedia Commons) 

Это один из луч­ших при­ме­ров ран­не­го пери­о­да твор­че­ства архи­тек­то­рав кон­цеп­ции Шко­лы пре­рий. Райт спро­ек­ти­ро­вал его пол­но­стью— начи­ная от дома и закан­чи­вая инте­рье­ром, осве­ще­ни­ем и мебелью. 

Дом Роби сли­ва­ет­ся с окру­жа­ю­щим его ланд­шаф­том: в нем пре­об­ла­да­ют гори­зон­таль­ные линии, а само зда­ние состав­ля­ет слож­ную ком­по­зи­цию— несколь­ко пря­мо­уголь­ных форм, нало­жен­ных друг на дру­га, кото­рые покры­ва­ет плос­кая кры­ша. Дом ассо­ци­и­ру­ет­ся с бес­край­ни­ми про­сто­ра­ми пре­рий бла­го­да­ря силу­эту зда­ния и цве­ту стен. Они сде­ла­ны из крас­но-оран­же­во­го кир­пи­ча, а для того что­бы под­черк­нуть гори­зон­таль­ность каж­до­го в отдель­но­сти, швы запол­не­ны рас­тво­ром кре­мо­во­го и кир­пич­но­го цветов. 

Внут­ри дома мно­го сво­бод­но­го про­стран­ства, одно поме­ще­ние пере­те­ка­ет в дру­гое, а цен­тром всей ком­по­зи­ции ста­но­вит­ся камин в гости­ной. Узор на окнах-вит­ра­жах пере­кли­ка­ет­ся с узо­ра­ми на гобе­ле­нах внут­ри дома, а так­же с воро­та­ми и огра­дой вокруг него. Дом Роби объ­яв­лен Наци­о­наль­ным исто­ри­че­ским памят­ни­ком, а так­же вне­сен в спи­сок Все­мир­но­го насле­дия ЮНЕСКО. 

Дом «Миниатюра» в Пасадене, штат Калифорния, 1923

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Дом «Мини­а­тю­ра» в Паса­дене, штат Кали­фор­ния (Фото: Jeremy Levine/Flickr)

Это тво­ре­ние ста­ло пред­вест­ни­ком юсо­ни­ан­ско­го пери­о­да Фрэн­ка Ллой­да Рай­та: спу­стя 13 лет, в 1936 году, он спро­ек­ти­ро­вал и постро­ил в этом сти­ле более 50 домов, и все они были похо­жи друг на дру­га. Доста­точ­но ком­пакт­ные, в один этаж, они стро­и­лись для аме­ри­кан­цев со сред­ним достат­ком. Имен­но такие дома архи­тек­тор пла­ни­ро­вал воз­ве­сти в Бро­дакр-сити, горо­де буду­ще­го, кото­рый он опи­сал в кни­ге «Исче­за­ю­щий город». 

А во вре­мя стро­и­тель­ства La Miniatura Райт оза­бо­тил­ся судь­бой бетон­но­го бло­ка— деше­вым, но некра­си­вым мате­ри­а­лом, чью репу­та­цию надо было реани­ми­ро­вать. И тогда Фрэнк пред­ло­жил новый вари­ант исполь­зо­ва­ния: отли­вать бло­ки­не­стан­дарт­ной куби­че­ской фор­мы. Внут­ри они долж­ны быть полы­ми, что­бы нани­зы­вать их на арма­тур­ные стерж­ни. Поз­же Райт ста­нет назы­вать их «тек­стиль­ны­ми»: толи из-за сход­ства кон­струк­ции с пле­те­ной тка­нью, толи бла­го­да­ря нане­сен­ным на них узо­рам, похо­жим на орна­мен­ты индей­цев майя, — так архи­тек­тор сов­ме­стил функ­ци­о­наль­ность с эсте­тиз­мом. Одной из задач Рай­та было мак­си­маль­но впи­сать дом в окру­жа­ю­щий ланд­шафт. Поэто­му он выбрал для стро­и­тель­ства необыч­ное место в овра­ге, окру­жен­ное эвка­лип­та­ми. А в бетон­ные бло­ки доба­вил песок, гра­вий и мине­ра­лы, най­ден­ные на участке. 

Дом над водопадом в Пенсильвании, 1939

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Дом над водо­па­дом в Пен­силь­ва­нии, 1939 (Фото: Shutterstock) 

Дом над водо­па­дом рас­по­ло­жен в живо­пис­ном месте Мед­ве­жий ручей, и жур­нал Time назва­ле­го самым кра­си­вым про­ек­том Фрэн­ка Ллой­да Рай­та [3]. Несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные раз­но­гла­сия с заказ­чи­ком, архи­тек­то­ру уда­лось насто­ять на сво­ем и впи­сать соору­же­ние в окру­жа­ю­щий ланд­шафт, раз­ме­стив его над при­род­ным водо­па­дом. Он аргу­мен­ти­ро­вал это тем, что вла­дель­цы долж­ны жить с водо­па­дом, а не про­сто смот­реть на него. В доме реа­ли­зо­ва­лись два важ­ных аспек­та твор­че­ства Рай­та: мак­си­маль­ная гар­мо­ния стро­е­ний с при­ро­дой и его увле­че­ние япон­ской архитектурой. 

И сно­ва при стро­и­тель­стве архи­тек­тор исполь­зо­вал мест­ные мате­ри­а­лы с бли­жай­ших каме­но­ло­мен: очаг ками­на сде­лан из валу­нов, высту­па­ю­щих из пола в гости­ной, полом послу­жи­ли отпо­ли­ро­ван­ные кам­ни. Кон­соль­ные тер­ра­сы напо­ми­на­ют высту­пы скал, дом укра­ша­ет бес­пре­рыв­ное остек­ле­ние, а вода посту­па­ет из при­род­но­го источ­ни­ка. Лест­ни­ца из гости­ной ведет на смот­ро­вую пло­щад­ку непо­сред­ствен­но к водо­па­ду. Сама построй­ка смот­рит­ся пол­но­стью гори­зон­таль­ной, в доме доста­точ­но низ­кие потол­ки и неболь­шие изо­ли­ро­ван­ные ком­на­ты-спаль­ни — такой инте­рьер, счи­тал Райт, побуж­да­ет людей чаще выхо­дить в общие зоны и про­во­дить боль­ше вре­ме­ни на тер­ра­сах, любу­ясь при­ро­дой. Мно­гие дета­ли инте­рье­ра архи­тек­тор раз­ра­ба­ты­вал сам, что­бы все было выпол­не­но в еди­ном сти­ле. 11 мая 1976 года Дом был объ­яв­лен Наци­о­наль­ным исто­ри­че­ским памят­ни­ком США. 

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1959

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Музей Гуг­ген­хай­ма в Нью-Йор­ке, 1959 (Фото: Wikimedia Commons) 

Хил­ла фон Ребай, пер­вый дирек­тор музея Соло­мо­на Гуг­ген­хай­ма, обра­ти­лась к Рай­ту в 1943 году, вдох­но­вив­шись его кни­га­ми. Боль­ших зака­зов в Нью-Йор­ке у архи­тек­то­ра еще не было, поэто­му он быст­ро согла­сил­ся постро­ить необыч­ное зда­ние, в кото­ром будут раз­ме­ще­ны шедев­ры совре­мен­но­го искус­ства. Спу­стя 16 лет рабо­ты, более 700 эски­зов про­ек­та, смер­ти заказ­чи­цы и само­го архи­тек­то­ра музей был постро­ен. И это ста­ло одним из его глав­ных архи­тек­тур­ных манифестов. 

По задум­ке Фрэн­ка Ллой­да Рай­та, зда­ние, в кото­ром рас­по­ло­же­на кол­лек­ция, долж­но стать такой­же ее частью и про­дол­же­ни­ем, а не про­сто местом для хра­не­ния. Райт счи­тал, что после завер­ше­ния стро­и­тель­ства сосед­ний «Мет­ро­по­ли­тен» по срав­не­нию с его про­ек­том будет смот­реть­ся как «ста­рый амбар» [4]. Он отка­зал­ся от тра­ди­ци­он­но­го для того вре­ме­ни клас­си­че­ско­го музей­но­го зда­ния. Вме­сто это­го неда­ле­ко от Цен­траль­но­го пар­ка появи­лось бело­снеж­ная построй­ка цилин­дри­че­ской фор­мы из арми­ро­ван­но­го бето­на, устрем­лен­ная к небу. Она так­же напо­ми­на­ет лен­ту, кото­рая рас­ши­ря­ет­ся по мере того, как в фор­ме спи­ра­ли под­ни­ма­ет­ся к стек­лян­но­му потол­ку. Райт хотел добить­ся ощу­ще­ния еди­но­го музей­но­го про­стран­ства, бес­ко­неч­но­го эта­жа: вин­то­вой пан­дус плав­но под­ни­ма­ет­ся от зем­ли к стек­лян­но­му купо­лу навер­ху, а вдоль него рас­по­ло­же­ны про­из­ве­де­ния искус­ства. Такое реше­ние вызва­ло мно­го кри­ти­ки: его назы­ва­ли «сти­раль­ной маши­ной», «ими­та­ци­ей улья» и даже «гигант­ским уни­та­зом», а неко­то­рые худож­ни­ки-аван­гар­ди­сты счи­та­ли, что такая архи­тек­ту­ра кон­ку­ри­ру­ет с экс­по­на­та­ми и отни­ма­ет у них вни­ма­ние посе­ти­те­лей [5]. Но, несмот­ря на это, зда­ние музея было вне­се­но в спи­сок Все­мир­но­го насле­дия ЮНЕСКО, а так­же счи­та­ет­ся одним из вели­чай­ших тво­ре­ний архитектора. 

Комментарий эксперта

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

, исто­рик инже­не­рии, руко­во­ди­тель про­ек­та «Моск­вы гла­за­ми инженера»: 

— Фрэнк Ллойд Райт— чело­век-эпо­ха, его твор­че­ский путь про­длил­ся более 60 лет: начал­ся еще в 90‑е годы XIX века, а закон­чил­ся вме­сте с его смер­тью в кон­це 1950‑х. За эти годы он создал не 10, не 15, а сот­ни про­из­ве­де­ний в раз­ных сти­лях. Он стал во мно­гом родо­на­чаль­ни­ком ар-деко и очень силь­ным модер­ни­стом. Конеч­но, в Аме­ри­ке были мас­штаб­ные архи­тек­то­ры и преж­де, но они часто повто­ря­ли евро­пей­ские тен­ден­ции или нахо­ди­ли соб­ствен­ный почерк в этих рам­ках. А Райт стал пер­вым аме­ри­кан­цем, кото­рый дей­стви­тель­но создал не про­сто свой стиль, а несколь­ко раз­ных сти­лей. Они очень силь­но повли­я­ли на то, что про­ис­хо­ди­ло после него. Поэто­му он не про­сто вели­кий архи­тек­тор, а имен­но вели­кий аме­ри­кан­ский архи­тек­тор, пер­вый гран­ди­оз­ный уро­же­нец сво­ей зем­ли, рабо­тав­ший в сфе­ре архи­тек­ту­ры. Кро­ме того, в сво­ем твор­че­стве он стре­мил­ся отра­зить имен­но аме­ри­кан­ский пей­заж, куль­ту­ру, мен­та­ли­тет. Это была одна из глав­ных его забот, начи­ная с идеи домов-пре­рий, кото­рые появи­лись еще в нуле­вые годы, на заре его твор­че­ства. У него все кру­ти­лось вокруг поис­ка спе­ци­фи­че­ско­го аме­ри­кан­ско­го сти­ля и орга­нич­ной архи­тек­ту­ры. В целом, если гово­рить про Рай­та, ябы все-таки исполь­зо­вал поня­тие «орга­нич­ная архи­тек­ту­ра». Райт спе­ци­аль­но пояс­ня­ет в одной из сво­их ста­тей, что он име­ет в виду архи­тек­ту­ру, кото­рая орга­нич­на како­му-то реги­о­ну, стране в целом, вме­ща­ет в себя ее тра­ди­ции, опти­маль­на для ее кли­ма­та, вопло­ща­ет стро­и­тель­ные тра­ди­ции, харак­тер­ные мате­ри­а­лы, откли­ка­ет­ся на рельеф. 

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Дом вВис­кон­сине (Фото: Wikimedia Commons) 

Пер­вый наи­бо­лее выда­ю­щий­ся про­ект, когда еще гос­под­ство­вал модерн, — штаб-квар­ти­ра ком­па­нии «Лар­кин», сей­час к сожа­ле­нию утра­чен­ная. Мож­но ска­зать, что весь XX век вышел из это­го зда­ния. Там и пред­чув­ствие буду­ще­го ар-деко, модер­низ­ма, кир­пич­но­го экс­прес­си­о­низ­ма. Потом, конеч­но, сто­ит вспом­нить дома пре­рий, осо­бен­но в зре­лый пери­од, напри­мер дом Фре­де­ри­ка Роб­би 1908–1909 годов, где он нашел квинт­эс­сен­цию сво­е­го почер­ка. Это слож­ная ком­по­зи­ция, теку­чее внут­рен­нее про­стран­ство, эле­мен­ты дизай­на в духе ар-деко. 

Затем тоже, к сожа­ле­нию, не сохра­нив­ший­ся отель «Импе­ри­ал» 1915–1920 годов в Токио. Это была крайне фан­та­зий­ная, совер­шен­но неве­ро­ят­ная построй­ка. Во мно­гом откры­ва­ю­щая ар-деко с его любо­вью к Япо­нии, с фан­та­зий­ны­ми дета­ля­ми инте­рье­ра. Нуж­но про­сто один раз уви­деть это зда­ние хотя­бы на фото, что­бы понять: оно дей­стви­тель­но одно из самых необыч­ных и ярких за весь XX век. Дом Энни­сов в Лос-Андже­ле­се 1923–1924 годов, в кото­ром очень класс­но вопло­ща­ют­ся идеи исполь­зо­ва­ния мезо­аме­ри­кан­ских сти­лей. Само зда­ние име­ет пира­ми­даль­ную фор­му, были изоб­ре­те­ны очень инте­рес­ные кера­ми­че­ские пане­ли, напо­ми­на­ю­щие какие-то мезо­аме­ри­кан­ские орна­мен­ты. Полу­чи­лось что-то совер­шен­но само­быт­ное, яркое, новая стра­ни­ца в его твор­че­стве, хотя, каза­лось­бы, сколь­ко он уже все­го создал до этого. 

Конеч­но, сто­ит вспом­нить Дом над водо­па­дом, это одна из самых извест­ных его постро­ек, такой мани­фест орга­нич­ной архи­тек­ту­ры. Опять что-то совер­шен­но новое, непо­хо­жее на преды­ду­щие его тво­ре­ния. По фор­ме — модер­нист­ское, по фило­со­фии —вос­хо­дя­щее к модер­ну с его вос­хи­ще­ни­ем при­ро­дой. Музей Гуг­ген­хай­ма, без­услов­но, очень трю­ко­вая вещь, кото­рая вро­де­бы счи­та­ет­ся ярким памят­ни­ком модер­низ­ма, но на самом деле, если посмот­реть про­ект­ные чер­те­жи, мож­но уви­деть и фир­мен­ные чер­ты его сти­ля ар-деко, брон­зо­вые необыч­ные гео­мет­ри­че­ские релье­фы, кото­рые не были в ито­ге созда­ны. Конеч­но, есть более рас­кру­чен­ные зда­ния, есть менее. 

Фрэнк Ллойд Райт: 5 знаменитых проектов архитектора

Граж­дан­ский центр окру­га Марин в Кали­фор­нии (Фото: Sswj/Flickr)

Еще­бы я хотел обра­тить вни­ма­ние на одно менее извест­ное, на мой взгляд, но очень эффект­ное и важ­ное тво­ре­ние Рай­та: граж­дан­ский центр окру­га Марин в Кали­фор­нии. Это такая его лебе­ди­ная пес­ня. Он спро­ек­ти­ро­вал эту вещь и умер через пару лет, достра­и­ва­ли уже без него. Здесь тоже потря­са­ю­ще спла­ви­лись его модер­нист­ские и орга­ни­че­ские взгля­ды. У зда­ния лако­нич­ные, теку­чие, аэро­ди­на­ми­че­ские фор­мы, в тоже самое вре­мя есть эле­мен­ты ар-деко, мезо­аме­ри­кан­ско­го сти­ля в том чис­ле. Очень стиль­ное зда­ние, вос­пе­тое совер­шен­но пре­крас­но в филь­ме Энд­рю Нико­ля «Гата», где оно явля­ет­ся одним из глав­ных геро­ев наря­ду с персонажами. 

Еще одна чер­та гения— он прак­ти­че­ски не был понят при жиз­ни. И вот эта его извест­ность, кото­рую мы сего­дня наблю­да­ем, ско­рее все­го, посмерт­ная. Пря­мой быст­рой попу­ля­ри­за­ции его орга­нич­ной архи­тек­ту­ры дол­гое вре­мя не было, это вли­я­ние слу­чи­лось, ско­рее все­го, в пост­мо­дер­нист­скую эпо­ху. Прин­ци­пы насле­до­ва­ния тра­ди­ций, вни­ма­ние к локаль­но­му, исто­ри­че­ско­му кон­тек­сту, инте­рес к вер­на­ку­ля­ру, народ­ной архи­тек­ту­ре— это все будет непо­нят­но в модер­нист­скую эпо­ху с ее пре­кло­не­ни­ем перед про­грес­сом, дви­же­ни­ем к буду­ще­му. Поэто­му он повли­ял, ско­рее, на пост­мо­дер­нист­скую архи­тек­ту­ру сво­и­ми прин­ци­па­ми. Не столь­ко даже сти­ли­сти­че­ски, посколь­ку не будет бук­валь­но чего-то похо­же­го, напри­мер, на Дом-водо­пад, но прин­ци­пы, кото­рые он опи­сы­ва­ет, дей­стви­тель­но будут поня­ты уже в 1970‑е годы, через пару деся­ти­ле­тий после его смерти». 

Будь­те в кур­се важ­ных ново­стей— сле­ди­те за теле­грам-кана­лом «РБК-Недви­жи­мость»

Автор Диа­на Фастовская

Источ­ник РБК Недвижимость

Эта высота div необходима для включения липкой боковой панели
Ad Clicks : Ad Views :