показать результаты поиска

Что ждет индустрию гостеприимства России после ухода иностранных

/
/

Что ждет индустрию гостеприимства России после ухода иностранных

Поли­на Ефи­мо­ва, дирек­тор по раз­ви­тию меж­ду­на­род­но­го гости­нич­но­го брен­да Domina в России 

Меж­ду­на­род­ный гости­нич­ный бренд Domina оста­ет­ся на рос­сий­ском рын­ке. Ита­льян­ская сеть насчи­ты­ва­ет по все­му миру десять оте­лей, из кото­рых в Рос­сии рабо­та­ют два (в Санкт-Петер­бур­ге и Ново­си­бир­ске), еще четы­ре стро­ят­ся. Какие воз­мож­но­сти для рос­сий­ской инду­стрии госте­при­им­ства откры­ва­ет меж­ду­на­род­ный кри­зис? На каких фор­ма­тах оте­лей мож­но зара­бо­тать в Рос­сии? Об этом в интер­вью «РБК-Недви­жи­мо­сти» рас­ска­за­ла дирек­тор по раз­ви­тию Domina в Рос­сии Поли­на Ефимова.

— Гости­нич­ный сек­тор силь­но зави­сит от состо­я­ния въезд­но­го туриз­ма, кото­рый про­дол­жа­ет нахо­дить­ся в кри­зи­се, не успев ста­би­ли­зи­ро­вать­ся после дли­тель­но­го пери­о­да спа­да в свя­зи с пан­де­ми­ей. Вос­ста­нов­ле­ние нача­лось в янва­ре 2022 года, но со вто­ро­го квар­та­ла коли­че­ство гостей упа­ло даже по срав­не­нию с тем­же пери­о­дом 2021 года. Корен­ным обра­зом изме­нил­ся и так назы­ва­е­мый порт­рет гостя в свя­зи с почти тоталь­ной поте­рей ино­стран­ных тури­стов. На сего­дняш­ний день мы видим вытес­не­ние исто­ри­че­ски сло­жив­ше­го­ся меж­ду­на­род­но­го при­сут­ствия в оте­лях внут­рен­ни­ми рын­ка­ми; акту­аль­ной ста­но­вит­ся ана­ли­ти­ка соот­но­ше­ния реги­о­нов Рос­сии, въез­жа­ю­щих в гости­ни­цы стра­ны. «Рос­сия для Рос­сии». Это та новая реаль­ность, кото­рая, веро­ят­но, сохра­нит­ся в отрас­ли дол­гое время. 

Отдель­но сто­ит упо­мя­нуть, без­услов­но, уход меж­ду­на­род­ных гости­нич­ных сетей и при­оста­нов­ку рас­ши­ре­ния на тер­ри­то­рии Рос­сии. Это спро­во­ци­ро­ва­ло оте­че­ствен­ные брен­ды раз­ви­вать­ся «с век­то­ром внутрь стра­ны», а так­же появ­ле­ние новых имен. 

Пока рано делать выво­ды о вли­я­нии на инду­стрию, но совер­шен­но оче­ви­ден тот факт, что доволь­но высо­кий про­цент соб­ствен­ни­ков гости­нич­ной инфра­струк­ту­ры при­ни­ма­ет реше­ние рабо­тать само­сто­я­тель­но, без под­держ­ки какой­бы то ни было сети. Что из это­го полу­чит­ся, мож­но будет понять не рань­ше чем через три— пять лет. 

— Мож­но ска­зать, что уход отель­ных сетей весь­ма ощу­тим— для пре­ва­ли­ру­ю­ще­го боль­шин­ства гостей при выбо­ре объ­ек­та раз­ме­ще­ния реша­ю­щим фак­то­ром была имен­но при­над­леж­ность к меж­ду­на­род­но­му гости­нич­но­му брен­ду. Это уже серьез­но ска­зы­ва­ет­ся на стра­те­гии про­даж и прин­ци­пах постро­е­ния бюд­же­тов, посколь­ку все ори­ен­ти­ры сдви­га­ют­ся на внут­рен­ние рын­ки и часть сохра­нив­ших­ся ино­стран­ных, к кото­рым мож­но отне­сти Тур­цию, Иран, Индию и стра­ны СНГ. 

По фак­ту сей­час то вре­мя, когда рушат­ся все сте­рео­тип­ные под­хо­ды к пла­ни­ро­ва­нию и стра­те­ги­ям раз­ви­тия, рабо­тав­шим до это­го мно­гие годы. Мы сто­им на поро­ге постро­е­ния прин­ци­пи­аль­но ново­го гости­нич­но­го рын­ка, и то, каким он ста­нет, во мно­гом зави­сит от управ­ля­ю­щих ком­па­ний и отель­ных брен­дов, сохра­нив­ших при­сут­ствие в России. 

— Если срав­нить состо­я­ние на рын­ке сей­час с ана­ло­гич­ным пери­о­дом год назад, совер­шен­но оче­вид­ным ока­жет­ся рас­ту­щее в гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии коли­че­ство оте­че­ствен­ных УК. Это и уже суще­ство­вав­шие в стране брен­ды, и созда­ю­щи­е­ся сти­хий­но новые— как след­ствие ухо­да «меж­ду­на­род­ни­ков».

В тех УК, кото­рые в дан­ный момент сохра­ни­ли свое при­сут­ствие (их мож­но пере­счи­тать по паль­цам одной руки), кар­ди­наль­но­го пере­смот­ра усло­вий рабо­ты не наблю­да­ет­ся— теку­щие дого­вор­ные отно­ше­ния про­дол­жа­ют функ­ци­о­ни­ро­вать. Но не сто­ит забы­вать, что сам по себе бренд— все­го лишь вер­ши­на айсберга. 

Напри­мер, стра­те­ги­че­ски важ­ная часть выстро­ен­ных гости­нич­ных про­цес­сов напря­мую зави­сит от постав­щи­ков ино­стран­ных опе­ра­ци­он­ных про­грамм PMS (property management system). При их исчез­но­ве­нии вся рабо­та гости­нич­но­го пред­при­я­тия на какое-то вре­мя будет прак­ти­че­ски пара­ли­зо­ва­на. Об этом тоже важ­но гово­рить, осо­зна­вать рис­ки и очень мно­го рабо­тать для того, что­бы обез­опа­сить свой объ­ект раз­ме­ще­ния, а глав­ное— гостей. 

— Рос­сий­ский турист нам очень хоро­шо зна­ком и поня­тен— в оте­ле Domina Coral Bay, рас­по­ло­жен­ном в Шарм-эль-Шей­хе (Еги­пет), ана­ли­ти­ка на про­тя­же­нии мно­гих лет пока­зы­ва­ет, что рос­си­яне ста­биль­но вхо­дят в топ-10 по чис­лу гостей. К сло­ву, сам Шарм как тури­сти­че­ское направ­ле­ние был открыт миру осно­ва­те­лем брен­да Domina Эрне­сто Пре­а­то­ни в 1991 году. С того дня прой­ден дол­гий путь, и мы дей­стви­тель­но зна­ем, что нуж­но рос­сий­ско­му рын­ку в сло­жив­ших­ся обстоятельствах. 

Domina гото­ва пред­ло­жить парт­нер­ство соб­ствен­ни­кам биз­не­са. Наш опыт насчи­ты­ва­ет 30 лет управ­ле­ния объ­ек­та­ми, к тому­же Ита­лия все­гда была близ­ка и понят­на Рос­сии (а еще у ита­льян­цев и рус­ских схо­жий мен­та­ли­тет). Инте­гри­ро­вать нара­бо­тан­ные про­цес­сы меж­ду­на­род­ной сети с ита­льян­ски­ми кор­ня­ми мож­но опе­ра­тив­но и без серьез­но­го уда­ра по бюд­же­ту вла­дель­цев объ­ек­тов размещения. 

— В кри­зис все­гда име­ют­ся новые воз­мож­но­сти. Сей­час как нико­гда инте­рес­но запус­кать новые объ­ек­ты и даже откры­вать досе­ле нерас­кру­чен­ные реги­о­ны. Пан­де­мия 2020 года дала сво­е­го рода тол­чок к пере­смот­ру внут­рен­них направ­ле­ний, и этот тренд явно толь­ко наби­ра­ет обороты. 

Раз­ви­вать­ся будут такие направ­ле­ния, как Даль­ний Восток, Урал, Севе­ро-Запад и, конеч­но, все наши курорт­ные города. 

Но в целом оче­вид­но и то, что сей­час про­цесс пере­рас­пре­де­ле­ния тур­по­то­ков не окон­чен и необ­хо­ди­мо дер­жать руку на пуль­се, отсле­жи­вая спрос и внеш­не­по­ли­ти­че­ские трен­ды, при­ни­мая во вни­ма­ние подвиж­ность дело­во­го рын­ка и сфе­ры туризма. 

— Это не такой про­стой вопрос, посколь­ку каж­дый объ­ект инди­ви­дуа­лен и резуль­та­тив­ность зави­сит от осо­бен­но­стей оте­ля— номер­но­го фон­да, ком­би­на­та обще­ствен­но­го пита­ния, коли­че­ства и раз­ме­ра кон­фе­ренц-пло­ща­дей, спа, бас­сей­на и, конеч­но, лока­ции. Это все базо­вые пока­за­те­ли, на кото­рые, как на нит­ку, нани­зы­ва­ют­ся «жем­чу­жи­ны»: пра­виль­но подо­бран­ный пер­со­нал, пони­ма­ю­щий зада­чи и ожи­да­ния соб­ствен­ни­ка биз­не­са, инди­ви­ду­аль­ные и цеп­ля­ю­щие осо­бен­но­сти сер­ви­са, силь­ная коман­да про­даж и управ­ле­ния цено­вой стра­те­ги­ей (revenue management). При кор­рект­ном выстра­и­ва­нии и стан­дар­ти­за­ции пока­за­те­ли могут вырас­ти уже с пер­во­го года работы. 

— Чем рань­ше, тем луч­ше. Ана­лиз реги­о­на, оцен­ка место­по­ло­же­ния, созда­ние архи­тек­тур­ной кон­цеп­ции, постро­е­ние финан­со­вой моде­ли, эко­но­ми­че­ское обос­но­ва­ние про­ек­та— все это берет на себя УК, не гово­ря о помо­щи в при­вле­че­нии кре­ди­тов, суб­си­дий и госпрограмм. 

При этом бренд будет вести весь про­цесс на каж­дом шагу до момен­та откры­тия, ока­зы­вая под­держ­ку в осна­ще­нии— начи­ная с мебе­ли и закан­чи­вая систе­ма­ми без­опас­но­сти и сот­ней про­чих важ­ных вещей, без кото­рых не может суще­ство­вать ни один объ­ект раз­ме­ще­ния. Направ­ляя, реко­мен­дуя и сбе­ре­гая, во мно­гом мы можем помочь опти­ми­зи­ро­вать бюд­жет соб­ствен­ни­ка бизнеса. 

Понят­но, что при­ком­мен­ти­ру­еть УК нико­гда не позд­но: отра­бо­та­ны и схе­мы сотруд­ни­че­ства с уже суще­ству­ю­щи­ми гости­ни­ца­ми со сво­ей, осо­бен­ной кли­ент­ской базой и усто­яв­ши­ми­ся меха­низ­ма­ми рабо­ты. По фак­ту в такой ситу­а­ции бренд видит сла­бые места, помо­га­ет устра­нить рис­ки и нала­дить все про­цес­сы, не ломая при этом то, что уже есть и успеш­но рабо­та­ло на про­тя­же­нии опре­де­лен­но­го пери­о­да вре­ме­ни до при­хо­да сети. 

Важ­но пони­мать, что клю­че­вы­ми ста­но­вят­ся такие обя­за­тель­ные фак­то­ры рабо­ты, как внед­ре­ние стан­дар­тов обслу­жи­ва­ния, обу­че­ние пер­со­на­ла и под­дер­жа­ние выстро­ен­ной бренд-моде­ли на тер­ри­то­рии объ­ек­та гости­нич­ной инфра­струк­ту­ры. Это и есть тот самый ключ к успе­ху— в общем-то, для чего сеть и нуж­на. Само­сто­я­тель­но ни один отель не смо­жет то, что дает цепоч­ка. Еще и международная. 

— Не могу ска­зать, что рынок пред­ла­га­ет какой-то новый фор­мат оте­лей. Ско­рее, есть некое «новое ста­рое» направ­ле­ние рабо­ты, а имен­но семей­ный туризм. Начи­ная с про­шло­го года совер­шен­но оче­вид­ны­ми ста­ли такие трен­ды, как staycation (отпуск в сво­ем регионе)и bleisure (рас­ши­рен­ная коман­ди­ров­ка, когда после интен­сив­ной неде­ли гость оста­ет­ся в оте­ле на корот­кий отдых). 

Очень мно­го уси­лий направ­ле­но на созда­ние спе­ци­аль­ных усло­вий для дет­ско­го отды­ха— начи­ная от сер­ви­са няни или игро­вой ком­на­ты и закан­чи­вая дет­ски­ми меню и игруш­ка­ми в номерах. 

Но оте­лье­ры, без­услов­но, вни­ма­тель­но мони­то­рят любые коле­ба­ния рын­ка. Здесь важ­ны опе­ра­тив­ная реак­ция и гиб­кая стратегия. 

— Рос­сия— огром­ная стра­на, тури­сти­че­ский потен­ци­ал кото­рой, к сожа­ле­нию, недо­ста­точ­но известен. 

Без­услов­но, сей­час про­ис­хо­дит пере­рас­пре­де­ле­ние тур­по­то­ков, но мы совер­шен­но точ­но видим, что в стране есть куда поехать и что посмот­реть. Для мно­гих рос­си­ян это ста­ло откры­ти­ем после лок­дау­на и спро­во­ци­ро­ван­но­го его послед­стви­я­ми взгля­да внутрь страны. 

А ино­стран­ные тури­сты, поми­мо заез­жен­ных во всех смыс­лах марш­ру­тов по двум сто­ли­цам, сей­час могут сами оце­нить и дру­гие кра­со­ты Рос­сии— мно­го­на­ци­о­наль­ной, хле­бо­соль­ной, яркой. У нас есть все: мож­но, не выез­жая за пре­де­лы Рос­сии, побы­вать и в «гранд каньоне», и на «лазур­ном бере­гу», и в той­же «Ита­лии». Когда, если не сей­час, все это раз­ви­вать и доно­сить до людей? 

Автор Игнат Бушухин

Источ­ник РБК Недвижимость

Эта высота div необходима для включения липкой боковой панели
Ad Clicks : Ad Views :