показать результаты поиска
Главная / Недвижимость / В России растет спрос на гибкие офисы и коворкинги

В России растет спрос на гибкие офисы и коворкинги

Хотя эпидемия продолжает поменять рынок труда и офисный сектор, “2-ая волна” обосновывает, что обычные кабинеты – принципиальное пространство корпоративной социализации – никуда не пропадут.

Опосля уверенного роста офисного сектора в конце 2019-го и начале 2020 года в конце марта классические кабинеты стали быстро пустеть, а компании начали перебегать на “удаленку” и улучшить издержки на офисные площади, в том числе через субаренду. Беря во внимание, что пандемии не предсказывают резвый финал, гибкие форматы работы будут оставаться нужными еще длительно.

Размер спроса на классическом офисном рынке в Москве в 3-ем квартале, по данным JLL, достигнул минимума за 14 лет. Количество сделок аренды и купли-продажи снизилось наиболее чем в 2,5 раза в сопоставлении с аналогичным показателем 2019 года. При всем этом вырастает размер сделок в гибких местах: по итогам третьего квартала он составил 18 тыщ “квадратов”, фактически вдвое выше аналогичного показателя 2019 года. За девять месяцев 2020 года размер сделок на 60 процентов затмил значения первых 3-х кварталов прошедшего года. Даже большие и более устойчивые компании продолжали уходить от всех серьезных издержек и обычных договоров аренды кабинетов, выбирая форматы, где в хоть какой момент можно уменьшить либо прирастить количество рабочих мест.

До конца 2021 года раскроется еще около 60 тыщ квадратных метров новейших гибких кабинетов, а еще 82 тыщи “квадратов” анонсировано в формате built-to-suit (выстроено под требования заказчика) при наличии арендатора. Ситуация схожа во всем мире: по данным Colliers International, и в Гамбурге, и в Вене, и в Москве и Санкт-Петербурге в первой половине 2020 года размер сделок по аренде офисных площадей операторами гибких пространств достигал до 30 процентов от общего размера спроса.

Что касается обычных кабинетов и бизнес-центров, то, по оценкам консультантов, маленький спрос и рост предложения приведут к концу 2020-го к повышению свободных площадей на рынке до 13 процентов. Главными игроками офисного рынка останутся компании с госучастием и банковские структуры.

Скажу честно: никакой понятной стратегии о том, что созодать с кабинетами, ни у кого до сего времени нет – мир в первый раз в истории столкнулся с необходимостью массово переводить людей на работу из дома. Вообщем, невзирая на то что число удаленных вакансий продолжает расти, 94 процента участников кадровых опросов сказали, что желали бы возвратиться в кабинет. Так именуемая “2-ая волна” закрепила этот тренд: эффективность большинства профессионалов в квартире без отдельного кабинета становится чрезвычайно низкой, а вот уровень стресса вырастает в геометрической прогрессии. Почти все работодатели дают сотрудникам произвести оплату коворкинг неподалеку от дома либо аренду квартиры, где можно создать отдельный кабинет.

Никакой “офисной революции” не будет. Но будут перемены, связанные с форматами работы и их адаптацией к корпоративному рынку

Компании продолжают сокращать площади, выводят излишние метры на рынок субаренды, даже открывают коворкинги без помощи других и пробуют корректировать арендные ставки. Но все это по сопоставлению с “первой волной” происходит как минимум в наиболее умеренном режиме и без паники. У российских есть красивая для бизнеса черта: мы не умеем страшиться длительно. Да, стратегии в теперешних критериях ни у кого нет и быть не может, но зато у всех игроков есть, пожалуй, намного наиболее ценное – опыт. Другое дело, что никто не понимает не только лишь, каким будет офисный рынок, да и свой сектор бизнеса. Уйдет ли завтра часть соперников, будет нужно ли расширяться и нанимать новейших работников (и, соответственно, расширять кабинет)? Либо, напротив, соперники выживут, а вот рынок – сожмется еще более, тогда и кабинет придется уменьшить? Одни меняют предназначение площадей, остальные переформатируют классические концепции в гибкие места, третьи выставляют объекты на продажу. Всепригодного рецепта здесь нет.

Глобально пока не поменялось ничего: весь русский бизнес грезит иметь консульство либо головной кабинет в Москве. Это означает, что кабинеты тут будут как и раньше нужны. Вообщем, конкретно эпидемия может спровоцировать стройку классных офисных проектов в регионах. Ни для кого не тайна, что всюду, не считая Москвы и Петербурга, их чертовски не хватает. Даже ограниченный русский рынок труда за полгода понял, что держать на “удаленке” юриста и бухгалтера не жутко. Не достаточно того: его можно держать на “удаленке” очень-очень далековато от Москвы. Другое дело, что в регионах, обычно, еще меньше, чем у москвичей и петербуржцев, способностей для работы дома, сделалось быть, там необходимы классические либо гибкие кабинеты.

Добротных мультифункциональных проектов не хватает и в Москве, а эпидемия усилила энтузиазм к объектам формата “город в городке”: когда можно совершенно не воспользоваться публичным транспортом, а в большущем комплексе все есть – от парка и спортивного клуба до кабинетов, ресторанов и магазинов. И вот тут все сейчас будет происходить тоже стремительно: те игроки, которые предложат рынку подобные места по животрепещущим ставкам и с правильным маркетингом, сумеют потеснить даже “белоснежных слонов” девелопмента.

С одной стороны, никакой “офисной революции” не будет. Но будут перемены, связанные с форматами работы и их адаптацией к корпоративному рынку: к примеру, в дальнейшем компаниям придется активнее давать своим штатным сотрудникам корпоративные арендные “плюшки” – от аренды коворкингов “на районе” до апартаментов в мультифункциональном комплексе, том самом “городке в городке”. Но кабинеты как источник социализации, вдохновения и корпоративных ценностей никуда не пропадут.

Источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Эта высота div необходима для включения липкой боковой панели