показать результаты поиска

Кудрин объявил угрозу кризиса государственного долга

/
/

kudrin zajavil ob ugroze dolgovogo krizisa goskompanij dd

Рост эко­но­ми­ки уча­стия госу­дар­ства, кото­рый в нача­ле 2000‑х годов кон­тро­ли­ро­вал треть рос­сий­ско­го ВВП и в насто­я­щее вре­мя вла­де­ет более чем 50% ВВП, несет в себе мно­го рис­ков, пре­ду­пре­жда­ет гла­ва Пала­ты сче­тов Алек­сей Кудрин. 

Одним из них явля­ет­ся про­бле­ма дол­го­во­го бре­ме­ни госу­дар­ствен­ных ком­па­ний, кото­рая во вре­мя кри­зи­са может нало­жить боль­шое бре­мя на бюд­жет, пишет Куд­рин в ста­тье, опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле «Ком­па­ния».

«Непро­зрач­ность рабо­ты госу­дар­ствен­ных ком­па­ний угро­жа­ет росту скры­тых дол­гов, кото­рые при­дет­ся запла­тить госу­дар­ству или, ско­рее, нало­го­пла­тель­щи­кам», — гово­рит Кудрин. 

Напри­мер, фор­маль­но низ­кий внеш­ний госу­дар­ствен­ный долг Рос­сии, кото­рый состав­ля­ет менее 20% ВВП, уве­ли­чи­ва­ет­ся в 5 раз, если пра­ви­тель­ствен­ные экс­пер­ты добав­ля­ют дол­ги госу­дар­ствен­ным бан­кам, госу­дар­ствен­ным кор­по­ра­ци­ям и струк­ту­рам, где госу­дар­ству при­над­ле­жит более 50% капи­та­ла. три года. . 

По их сло­вам, госу­дар­ствен­ный долг в рас­ши­рен­ном опре­де­ле­нии с уче­том кон­тро­ли­ру­е­мых госу­дар­ством ком­па­ний пред­став­ля­ет собой почти поло­ви­ну всех внеш­них обя­за­тельств рос­сий­ской эко­но­ми­ки. Госу­дар­ствен­ные бан­ки состав­ля­ют 69% внеш­не­го дол­га бан­ков­ско­го сек­то­ра, а госу­дар­ствен­ные кор­по­ра­ции в нефи­нан­со­вом сек­то­ре состав­ля­ют почти треть все­го кор­по­ра­тив­но­го долга. 

По дан­ным Цен­траль­но­го бан­ка, за три года, про­шед­шие с момен­та иссле­до­ва­ния Рос­сий­ской ака­де­мии наук, общий внеш­ний долг Рос­сии сокра­тил­ся на 49 млрд дол­ла­ров до 471 млрд долларов. 

В то же вре­мя пря­мой внеш­ний госу­дар­ствен­ный долг вырос на 1,6 млрд дол­ла­ров до 61,3 млрд дол­ла­ров; бан­ков­ский долг сокра­тил­ся на 27,7 млрд дол­ла­ров до 77,6 млрд; кор­по­ра­ции — на 23 мил­ли­ар­да дол­ла­ров, до 315,9 миллиарда. 

Доля этих обя­за­тельств ложит­ся на госу­дар­ствен­ные ком­па­нии, цен­траль­ные офи­сы не рас­кры­ва­ют­ся в опе­ра­ци­он­ной ста­ти­сти­ке. Тем не менее, дру­гие депар­та­мен­ты не име­ют пол­ной кар­ти­ны финан­со­вых резуль­та­тов подав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства “го”.

Таким обра­зом, Мини­стер­ство эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия сооб­ща­ет толь­ко о 1% госу­дар­ствен­ных АО, пишет Счет­ная пала­та в авгу­сте про­шло­го года. В то же вре­мя выбо­роч­ный ана­лиз мате­ри­а­лов по осталь­ным юри­ди­че­ским лицам «демон­стра­ро­вал, что мно­гие из них неста­биль­ны или име­ют отри­ца­тель­ную динамику». 

Кро­ме того, в нача­ле про­шло­го года у вла­стей даже не было точ­ной инфор­ма­ции о том, сколь­ко госу­дар­ствен­ных ком­па­ний при­над­ле­жит ему. В систе­ме Рос­ста­та было заре­ги­стри­ро­ва­но 1059 госу­дар­ствен­ных ОАО и 760 FSUE. На уровне Феде­раль­но­го агент­ства по управ­ле­нию иму­ще­ством 34 AO и 134 FSUE неожи­дан­но исчез­ли: агент­ство заяви­ло, что толь­ко 1025 ком­па­ний пер­во­го типа и 626 из вто­ро­го вла­де­ют им. 

В то же вре­мя более 600 ком­па­ний уже исче­за­ют из базы нало­го­пла­тель­щи­ков Феде­раль­ной нало­го­вой служ­бы по неиз­вест­ной при­чине: толь­ко 218 госу­дар­ствен­ных ОАО 792 FSUE видят «налог».

Эти рас­хож­де­ния теперь исправ­ле­ны: уста­нов­ле­но, что в госу­дар­ствен­ном балан­се ‑752 AO и 496 FSUE, пишет Кудрин. 

Одна­ко непро­зрач­ность госу­дар­ствен­ных ком­па­ний обе­ща­ет госу­дар­ствен­ные «сюр­при­зы», кото­рые «ино­гда сто­ят 10% ВВП», вспо­ми­на­ет он. Это были сум­мы, кото­рые вла­сти выде­ли­ли для спа­се­ния про­блем­ных ком­па­ний в кри­зис­ных ситу­а­ци­ях 2008-09 годов, а так­же в 2014–16 годах. 

Самым круп­ным при­ме­ром выпла­ты дол­га по бюд­же­ту был Vnesheconombank, кото­рый при­влек деше­вые кре­ди­ты в ино­стран­ной валю­те на Запа­де в тече­ние пери­о­да добы­чи неф­ти в 100 дол­ла­ров за бар­рель и ока­зал­ся на гра­ни дефол­та после вве­де­ния санк­ций в 2014 году. 

В 2017–1919 годах VEBu выде­ли­ла 400 мил­ли­ар­дов руб­лей каз­на­чей­ства для реше­ния про­бле­мы задол­жен­но­сти, а общий объ­ем помо­щи бан­ку с 2014 года достиг 746 мил­ли­ар­дов рублей. 

Круп­ные госу­дар­ствен­ные ком­па­нии «стре­мят­ся к моно­по­ли­за­ции»; В то же вре­мя «кон­ку­рент­ные меха­низ­мы заме­ня­ют­ся адми­ни­стра­тив­ны­ми ресур­са­ми и воз­мож­но­стя­ми лоб­би­ро­ва­ния», и в резуль­та­те эко­но­ми­ка начи­на­ет «стро­ить­ся», пишет Кудрин. 

«Госу­дар­ствен­ный сек­тор ино­гда может играть важ­ную и пози­тив­ную роль, но наста­ло вре­мя начать сокра­щать­ся», — гово­рит гла­ва Пала­ты ауди­то­ров. «В этой ситу­а­ции нет осо­бо­го спо­со­ба: госу­дар­ствен­ные ком­па­нии ред­ко ста­но­вят­ся эко­но­ми­че­ски­ми и инно­ва­ци­он­ны­ми двигателями». 

Источ­ник finanz.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Эта высота div необходима для включения липкой боковой панели
Ad Clicks : Ad Views : Ad Clicks : Ad Views :