показать результаты поиска
Главная / Личные / Премию – к возврату

Премию – к возврату

/
/



Споры меж пользователями денежных услуг и страховыми организациями по немоторным видам страхования (к примеру, страхование жизни, имущества, ДМС) институт денежного уполномоченного разглядывает с 28 ноября 2019 года.

Такие виды воззваний за наиболее чем год заняли значительную долю в полном количестве заявлений потребителей в службу. Так, в 2020 году нам поступило 187 386 воззваний клиентов денежных организаций, из их 22 893, либо 12,4 процента, пришлось на немоторные виды страхования.

В структуре воззваний по немоторным видам наибольшее количество пришлось на страхование жизни и страхование от злосчастных случаев и заболеваний (18 633, либо 81,5 процента). С первых месяцев нашей работы по таковым страховым полисам наблюдается самая высочайшая каждомесячная динамика. По количеству поступающих заявлений денежному уполномоченному обе эти услуги существенно превосходят число споров по такому пользующемуся популярностью продукту, как каско.

Доминирование споров по страхованию жизни и страхованию от злосчастных случаев и заболеваний в общем числе воззваний по немоторному страхованию не сделалось для нас огромным сюрпризом. Мы отдавали для себя отчет в том, что раз крайние годы наблюдался бурный рост либо даже расцвет страхования жизни, то и спорные ситуации тут неминуемы.

Часто эти полисы оформляются при выдаче кредита, что впрямую влияет на динамику споров по страхованию жизни. Специфичность таковых воззваний в том, что сущность спора не связана впрямую со страхованием как таким, другими словами предмет спора – не выплата страхового возмещения. Почаще всего пользователи обращаются к денежному уполномоченному по поводу возврата страховой премии при расторжении контракта страхования. На эту категорию споров приходится больше половины от всех воззваний в отношении страхования жизни.

Пользователи вправе отрешиться от полиса и возвратить премию в рамках “периода охлаждения”

Действующие нормы разрешают пользователям отрешиться от ненадобного страхового полиса и возвратить премию либо ее часть в рамках “периода охлаждения”, который составляет минимум 14 дней. Страховщик вправе установить и наиболее долгий срок.

Пользователь денежных услуг вправе добиваться возврат страховой премии в ряде всевозможных случаев и за рамками “периода охлаждения”, а с неких пор это сделалось создать еще легче. С 1 сентября 2020 года вступили в силу поправки в законодательство. Клиент денежной организации может претендовать на возврат, если контракт страхования является обеспечительным по отношению к кредитному договору, заключенному опосля 1 сентября 2020 года, и обязательства по кредитному договору досрочно прекращены.

Эта возможность распространяется и на договоры коллективного страхования, с которыми мы весьма нередко встречаемся в нашей практике. По таковым полисам страхователем выступает банк, а заемщик – застрахованным лицом, и банк взимает с клиента плату за присоединение к коллективному договору страхования. Беря во внимание, что нововведения будут распространяться на договоры, заключенные опосля 1 сентября 2020 года, довольно длительное время рассмотрение дел по возврату премии при коллективном страховании будет осуществляться по работающим правилам и на базе позиции Верховного суда Российская Федерация.

Он указал, что так как контракт заключается в пользу пользователя и тем наиболее за средства пользователя, то на него распространяются все те права, которые установлены нормативными актами, а именно указанием Банка Российской Федерации о “периоде охлаждения”.

Непременно, в нашей работе мы сталкиваемся и с нерадивыми практиками, которые встречаются в делах о возврате премии и соединены с чертами составления контракта страхования. Одним из ярчайших примеров можно именовать условия возврата премии при преждевременном погашении кредита. В неких договорах есть условие, что при расторжении контракта страхования пользователю ворачивается неиспользованная часть страховой премии пропорционально сроку деяния контракта за вычетом административных расходов страховой организации до 96 процентов. Такое условие противоречит нормам закона о защите прав потребителей, так как не содержит определенных критерий в части размера процента, удерживаемого организацией.

Четверть решений по немоторным ввидам страхования вынесена в пользу потребителей

Клиенты денежных организаций сталкиваются и со вариантами, когда на первых страничках контракта от злосчастных случаев и заболеваний обозначено, что страховым случаем является погибель по хоть каким причинам. Но дальше через несколько страничек либо в конце контракта дается список исключений, согласно которым к страховым случаям не относится погибель от томных заболеваний, к примеру из-за онкологии. Пользователь был невнимателен и подписал контракт, а компания просто пользовалась сиим, балансируя на грани закона и морали.

В крайнее время на рынке страхования жизни наблюдается некое остывание и спад популярности таковых товаров, потому можно представить, что в предстоящем это отразится на объеме поступающих к нам воззваний по этому сектору. Произойдет перераспределение структуры воззваний по немоторным видам.

В целом пуск института досудебного урегулирования споров и законодательные нововведения вывели на новейший уровень работу в Российской Федерации по увеличению защиты прав потребителей страховых услуг – а именно, в немоторных видах страхования. В истинное время регулирование касается по большей части возврата страховой премии при преждевременном расторжении контракта страхования. При всем этом вопросцы, касающиеся урегулирования отношений сторон при пришествии страхового варианта, еще не урегулированы на том же уровне, что и расторжение контракта, к примеру, в части оснований, по которым страховая организация может отказать в выплате страхового возмещения. В качестве примера можно привести положения правил страхования по договору страхования выезжающих за предел, в согласовании с которыми страховщик имеет право отказать пользователю в выплате страхового возмещения в случае отмены поездки из-за заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) онкологией как самим пользователем, так и его близким родственником, даже при том условии, что на дату заключения контракта страхования о таком заболевании пользователю не было понятно. И тут еще предстоит широкая работа для всех заинтересованных сторон.

По результатам рассмотрения поступивших воззваний в отношении немоторных видов страхования в прошедшем году денежные уполномоченные приняли 5089 решений по существу спора, из их 1287 (25,3 процента) решений вынесено в пользу потребителей денежных услуг. Неудовлетворение требований потребителей в главном было соединено с тем, что клиенты денежных организаций обращались за возвратом страховой премии по истечении “периода охлаждения”, а у подавляющего числа страховщиков в этом случае по правилам страхования премия возврату не подлежит, что не противоречит Штатскому кодексу Российская Федерация.

При рассмотрении воззваний встречаются случаи, когда опосля воззвания пользователя к денежному уполномоченному страховая компания, не дожидаясь решения, добровольно урегулирует спор. Пока это быстрее исключение, нежели правило, но ведь мы еще лишь сначала этого пути. Таковая практика вселяет уверенность в том, что споров на финансовом рынке благодаря институту досудебного урегулирования споров будет становиться меньше, а число удовлетворенных клиентов расти.

Не считая того, институт денежного уполномоченного владеет доп рычагом действия на поведение денежных компаний. О степени заинтригованности той либо другой страховой компании в вопросце разрешения споров можно будет судить в 2021 году по нашему годичному отчету, в базу которого войдут обобщенные данные по рассмотрению воззваний по немоторным видам страхования за 1-ый фактический год работы с сиим сектором.

native

Инфографика “РГ” / Леонид Кулешов / Евгения Носкова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Эта высота div необходима для включения липкой боковой панели