Расчет прибыли бизнеса
Понимание значения прибыли в деятельности предприятия, знание методов ее расчета и анализа позволяют предпринимателю принимать достаточно обоснованные решения при определении рыночной стратегии предприятия. В этом состоит задача маркетинга III, непосредственно связанного с расчетом прибыли.
Расчеты прибыли непосредственно связаны:
- а) с установлением уровня цены на планируемый к производству продукт;
- б) с определением необходимого объема его производства и реализации;
- в) с выбором стратегии продвижения товара на рынок.
Расчет цены При расчетах цены планируемого к производству товара целесообразно определение двух уровней цен — базовой и минимальной. Базовая цена может определяться, например, на основе калькуляции плановой себестоимости (прямые затраты и накладные расходы в установившейся на предприятии пропорции плюс затраты на реализацию) и прибыли по принятому (обычному для предприятий, занимающихся подобными видами деятельности) уровню прибыльности (рентабельности).
На основе базовой цены будет устанавливаться действительная (рыночная) цена, которая может быть как выше, так и ниже базовой. Верхний предел цены определяется платежеспособным спросом, возможностями и готовностью потребителей сокомментируеться с такой ценой, если, конечно, отсутствуют соответствующие государственные (часто антимонопольные) ограничения на установление уровня цен на планируемый к производству продукт. Возможные реакции потребителей, соотношение спроса и предложения на выбранном сегменте рынка, цены конкурентов анализируются в ходе маркетинговых исследований.
Для определения нижнего предела цены рассчитывается минимальная цена при данном уровне себестоимости продукции. В расчет минимальной цены закладывается минимальная прибыль, объективно необходимая для поддержания жизнеспособности предприятия. Здесь как раз и рассчитываются расходы, источником которых является прибыль (налоги, относимые на финансовые результаты деятельности, например налог на имущество, проценты по долгосрочным кредитам, необходимые затраты по материальному стимулированию работников и т. д.). Предположим, что в нашем примере сумма расходов, источником которых является прибыль, составляет 150 единиц. Тогда минимальная рентабельность предприятия составит 150–100% а не 25% как при расчете базовой цены.
Если условия реализации потребуют снижения цены по сравнению с базовой, то у предприятия имеются определенные возможности для маневра (диапазон возможного изменения цены составляет 2500 — 2150 = 350 единиц).
Указанный диапазон может приниматься во внимание при расчетах допустимых скидок, предоставляемых оптовым покупателям, торговым посредникам и т. п. Конечно, могут сложиться обстоятельства, при которых предприятие будет вынуждено продавать свою продукцию по себестоимости, а то и дешевле, однако подобные условия следует рассматривать как экстремальные, свидетельствующие скорее о необходимости пересмотра технической и технологической политики предприятия или о смене сферы деятельности.